Одной из основных проблем угольной
промышленности России является постоянное
ухудшение состояния шахтного фонда, рост
издержек производства и опасности проведения
горных работ. В стране действуют 268 шахт, из них
больше половины эксплуатируется свыше 40 лет.
Почти половина шахт не реконструировалась.
Изношенность
оборудования, машин и основных фондов
составляет 70% и более. Подъемные и вентиляционные
установки. обеспечивающие жизнедеятельность
шахт, устарели и требуют замены. Отсутствуют на
большинстве угольных предприятий эффективные
средства борьбы с пылью. Концентрация
угольно-породной пыли при бурении, погрузке и
транспортировании угля превышает предельно
допустимую концентрацию до 2-80 раз. а во многих
случаях - до 100-150 раз. Подавляющая часть аварий в
подземных условиях происходит при взрывах
угольной пыли и газа на шахтах и рудниках. Такие
взрывы обычно сопровождаются пожарами,
обрушениями и поражениями людей.
- Декабрь 1992 г. - в двух лавах на шахте г.
Междуреченска произошел взрыв. На большом
протяжении были разрушены выработки,
образовались сплошные завалы и задымленность, 23
шахтера остались заживо погребенными под землей.
- Октябрь 1993 г. - взрыв метана на шахте
“Центральная” в г. Копейске. Погибли 26 человек.
- Апрель 1994 г. - взорвался метан на шахте под г.
Кизел. Погибли 3 человека. Взрывы уносят жизни
людей в угледобыче и при поверхностной
разработке угольных месторождений.
- Ноябрь 1991 г. - в карьере “Карабасский”
Карагандинской области при закладке зарядов в
блок одной из скважин случился преждевременный
взрыв. Погибли 2 бурильщика.
- Август 1993 г. - в карьере АО “Лебединский
горнообогатительный комбинат” (Белгородская
область) во время монтажа взрывной сети
произошел взрыв 285 т взрывного вещества. Погибли
12 человек, были ранены 3 человека. Причины
аварийных ситуаций в угледобывающей отрасли
могут быть и иными.
- 12 ноября 1991 г. на шахте "Россыпнянская” под г.
Донецком (Украина) из-за обрыва каната при спуске
угольного комбайна погибли 4 человека.
- 11 января 1994 г. - прорыв воды из старых разработок
на шахте “Центральная” в г. Копейске вызвал
обрушение выработки. Один человек пропал без
вести.
- 15 февраля 1994 г. - при подъеме из шахты
“Октябрьская” (Челябинская область) клети с
людьми на высоте 10 м сработала тормозная система.
Девять шахтеров были выброшены из клети, двое из
них скончались.
Очень
опасны пожары на объектах
нефтегазодобывающей промышленности (в том числе
на море) и на нефтяных месторождениях во
время разведочного бурения, когда от искры,
образованной в результате трения песчинки или
гальки о металлические конструкции, загорается
нефтяной или газовый фонтан. Огненный смерч
пылает с такой температурой, что около него
сгорает все. что только может гореть. Такие
пожары тушить очень сложно: огонь заливают,
засыпают, пытаются сбить пламя направленными
взрывами и реактивными струями воздуха. И все же
иногда огненные факелы горят годами. Так. в 1972 г.
газонефтяной фонтан в Сибири тушили 30 дней. В
огненном смерче высотой 176 м при температуре
свыше 2000° С ежедневно сгорало 11
млн.м3 газа.
- В 1985 г. взрыв и пожар возникли на месторождении
“Тенгиз” в Казахстане. Только через несколько
месяцев удалось потушить пламя в очаге пожара,
достигавшее высоты почти 150 м.
Еще
более страшные катастрофы происходят на морских
нефтеразработках, где бедствия принимают
международный характер в связи с пагубными
последствиями разлива горящей нефти прямо в
море: загрязняются побережья, гибнет планктон,
наносятся огромные убытки рыбным промыслам.
Финансовый ущерб, связанный с такими
катастрофами, чрезвычайно велик. Например, ущерб
от аварии на морской нефтяной платформе “Пайпер
Альфа” составил 1,2 млрд. долларов. На нефтяных
разработках фирмы “Шелл” в Мексиканском заливе
пожар, охвативший почти 20 скважин, удалось
потушить только через 136 суток.
Основная
часть нефтегазопродуктов на континентальных
территориях государства перемещается с
использованием трубопроводного транспорта.
Количество аварийных ситуаций при этом ежегодно
неуклонно увеличивается. Значительная часть
трубопроводного фонда достаточно устарела. В
России на начало 1996 г. эксплуатировалось более 200
тысяч км магистральных нефтегазопроводов, 10% из
которых работает более 35 лет, 32% - более 20 лет.
Ежегодно в России из магистральных
трубопроводов вытекает, по различным оценкам, от
20 до 50 млн. т добываемой нефти. Наружная коррозия
трубопроводов, медленные темпы их капитального
ремонта, дефекты в строительстве, нарушения
правил технической безопасности дают все
основания предполагать, что число аварий будет
возрастать, а это, в свою очередь, может привести
к огромным экономическим потерям и
экологическим бедствиям. Часто аварии на
трубопроводном транспорте вызывают
возникновение пожаров и взрывов
транспортируемых топливных продуктов.
- Июнь 1989 г. - в Илийском районе Башкортостана
взорвался продуктопровод, перекачивающий легкие
фракции углеводородов. По трагической
случайности в зоне взрыва оказались
одновременно 2 пассажирских поезда. Погибли 790
человек и получило ранения более 800 человек.
- Ноябрь 1989 г. - взрыв на магистральном
трубопроводе “Мессояхские месторождения -
Норильск”. Было выведены из строя более 4 км труб.
- Май 1993 г. - на газопроводе “Ухта - Торжок” вблизи
деревни Ступино Ярославской области произошел
взрыв газа с последующим загоранием лесного
массива. Были повреждены 40 м газопровода.
- Октябрь 1993 г. - на участке нефтепровода
“Лисичанск - Тихорецк” вблизи х.
Атаманово-Власовка Ростовской области случилась
авария с выливом нефти. Из-за неосторожного
обращения с огнем произошло возгорание продукта.
Нефть стала интенсивно гореть на площади в
несколько тысяч квадратных метров, и ее горящий
поток, попав в р. Крепкая, распространился на
расположенные ниже по течению населенные пункты,
в трех из которых возникли массовые пожары. Было
повреждено и уничтожено несколько десятков
домов. Сгорел трехпролетный мост через реку, были
выведены из строя 400 м дороги с твердым покрытием
и 1,2 км ЛЭП. Загрязненными оказались 19 га грунта,
русло и берега реки на протяжении 12 км.
- Апрель 1994 г. - в Московской области в результате
разрушения одной из трех ниток газопровода
“Средняя Азия - Центр” промышленный газ под
большим давлением (45 атм) взметнулся в небо
огненным факелом. Пламя наблюдалось за несколько
десятков километров. В результате взрыва
образовалась воронка диаметром 10ми глубиной 1,5 м.
Взрывы и пожары
нефтепродуктов случаются при
транспортировке их другими видами
транспорта. Так, в 1967 г. от искры взорвалась
автоцистерна со сжиженным газом в г. Мартеланже
(Бельгия), результатом чего стала гибель 12
человек, а 30 человек получили сильнейшие ожоги.
Как наиболее характерные, можно рассмотреть
некоторые железнодорожные катастрофы товарных
составов с нефтепродуктами, сопровождавшиеся
взрывами и пожарами.
- Ноябрь 1986 г. - на железнодорожной станции в г.
Сонково в результате столкновения поездов,
вагонов и цистерн с горючим материалом возник
пожар. Пострадали 27 человек.
- Колоссальный взрыв произошел 28 июля 1948 г. на
анилино-содовом комбинате в п. Людвигсхафене
(Германия). Число погибших превысило 1 тыс.
человек, раненых . 2 тыс. человек.
- 12 марта 1994 г. в Саратовской области в
результате железнодорожной катастрофы
произошел сход с рельсов 22 вагонов (в том числе 2
цистерн с бензином и 7 цистерн с дизтопливом). В
результате опрокидывания цистерны с дизтопливом
возник пожар.
- 14 мая 1996 г. - недалеко от разъезда “Горький”
Ростовской области, Сальского отделения
Северо-Кавказской железной дороги в товарном
составе с рельсов сошли 5 последних цистерн с
бензином, при этом одна из них опрокинулась и из
нее вытекли 30 т горючего. Во время проведения
ремонтных работ при резке автогеном
поврежденных рельсов возник пожар.
Тяжелые последствия
могут вызвать пожары и взрывы,
возникающие нанефтехранилищах и
складах горючего. Так, 19 декабря 1982 г. под г.
Каракасом (Венесуэла) на складе нефтехранилища
взорвался резервуар с 40 тыс. т топлива . Горящая
нефть хлынула в город и в море. Загорелся танкер в
бухте и взорвался еще один резервуар с нефтью на
берегу. Заживо сгорело более 140 человек, более 500
человек получило ранения, ожоги и отравления.