| |
.........Перейти к оглавлению книги.........
5. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
5.1. В МЕТРО
Все чаще в вагонах метро находят самодельные взрывные устройства.
В связи с этим обращайте внимание на оставленные в вагонах метро
сумки, портфели, пластиковые пакеты. При обнаружении бесхозных
предметов сообщите машинисту поезда или работникам метрополитена.
Но если взрыв все-таки произошел и поезд остановился в тоннеле,
не стремитесь, во что бы то ни стало выбраться из вагона. В тоннеле
проходят десятки электрических кабелей, они могут быть повреждены в
результате взрыва. Но дверь, возможно, лучше открыть. Если вагон
сильно задымлен, закройте органы дыхания платком и лягте на пол, *как
известно дым скапливается вверху*. Металлический корпус вагона может
быть под напряжением, поэтому старайтесь не касаться металлической
части вагона. Лучше - спокойно ожидать прибытия спасателей. Паника и
бессмысленные действия, - основные опасности в такой ситуации.
Общие правила безопасности в метро:
- никогда не стойте у края платформы. Ожидая поезда, стойте у
стенки (у колонны) станции (или, если нет стенок и колонн - в середине
станции) до момента открытия дверей поезда. В противном случае вы
рискуете попасть под колеса приближающегося поезда вследствие давки
или намеренных действий, направленных против вас;
- подходите к дверям вагона только после остановки поезда и
выхода пассажиров. Если в вагоне много людей, пропустите один-два
поезда, чтобы не быть сдавленным толпой, входите и выходите последним;
- если поезда долго нету, или в метро давка, воспользуйтесь
другими линиями метро или другим (наземным) транспортом - не
подвергайте себя лишней опасности;
- увидев упавшего на рельсы человека, немедленно пошлите
двух-трех находящихся рядом людей сообщить об этом дежурному по
станции. Одного человека поставьте на краю платформы у выхода из
тоннеля, чтобы тот подавал сигнал остановки машинисту поезда,
размахивая вверх-вниз любой яркой тканью. Если человек в состоянии сам
выбраться наружу, помогите ему, следя, чтобы он не коснулся контактной
шины с деревянным "пеналом" у края платформы;
- если человек не может быстро выбраться наружу при приближении
поезда, крикните ему, чтобы он либо бежал вперед до конца станции,
либо лег между рельсами и не вставал до отхода поезда;
- находясь на эскалаторе, исходите из того, что он в любой момент
может остановиться (или обрушится), поэтому крепко держитесь за
поручни, и будьте готовы в случае аварии перепрыгнуть на соседний
эскалатор;
- в поезде, если есть возможность, отдавайте предпочтение
центральным вагонам, которые в случае аварии страдают меньше, чем
головные и хвостовые;
- в вагоне, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели,
свертки, игрушки, банки и другие бесхозные предметы, в которых могут
находиться самодельные взрывные устройства. Немедленно сообщите об
обнаружении таких предметов машинисту поезда, дежурному по станции,
работнику милиции. Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите
стоящих рядом людей о возможной опасности;
- помните что самодельные взрывные устройства также могут быть
заложены под сиденья. Поэтому в случае взрыва ваши шансы на выживание
выше, если вы стоите а не сидите (и кроме того лучше стоять в толпе,
за другими людьми, которые в случае опасности станут щитом для вас).
5.2. В ПОЕЗДЕ
В поезде, если есть возможность, отдавайте предпочтение
центральным вагонам, которые в случае железнодорожной катастрофы
страдают меньше, чем головные и хвостовые, а также придерживайтесь
следующих правил безопасности:
- выбирайте сидячие места против движения поезда, т.к. в случае
если хулиганы бросят в окно камень, у вас гораздо больше шансов что он
в вас не попадет;
- располагайтесь (особенно ночью) в тех купе, где уже кто-то
есть;
- не засыпайте, если ваши попутчики вызывают у вас недоверие;
- запомните своих попутчиков: имена, приметы, конечные станции;
- не напивайтесь. Не принимайте угощения вовнутрь;
- держите свет в купе включенным, даже если это мешает отдыхать;
- не оставляйте двери приоткрытыми, так как это позволяет видеть
из коридора то, что происходит в купе;
- когда вы едете в плацкартном вагоне, держите документы или
бумажник в надежном месте, портфель - поближе к стене;
- самое ценное (деньги, ключи, документы) забирайте с собой даже
в туалет - в бумажнике, поясной сумке или сумке через плечо;
- на промежуточных станциях во время выхода пассажиров, воры
могут легко воспользоваться всеобщей суматохой, быстро пробежав через
вагон, поэтому держите поближе к себе сумку, пиджак и личные вещи, не
оставляйте их на соседнем сиденье.
5.3. В ТРОЛЛЕЙБУСЕ, АВТОБУСЕ, ТРАМВАЕ, ТАКСИ
Структура современных городов более ориентирована на тех, кто
передвигается пешком или в общественном транспорте. При пользовании им
следует всегда помнить следующие правила личной безопасности:
- не засыпайте и не забывайтесь во время движения, не
заглядывайтесь в окно, если на полу стоит ваша сумка или чемодан;
- если нет свободного сидячего места, постарайтесь стоять в
центральном проходе;
- не стойте около дверей, так как именно здесь вы чаще всего
можете быть ограблены кем-нибудь из выходящих;
Целая категория преступников "зарабатывает" на жизнь обкрадывая
тех, кто носит кошелек в заднем кармане брюк. Часто и внутренний
карман пиджака не является надежным местом и очищается с тем же
проворством. Порой попросту вырезается кусок материи и, таким образом,
страдает и одежда. Открытая сумочка, как и сумка, полная пакетов и
свертков, мешающих закрыть ее, служит приглашением для похитителей.
Несравнимо надежнее хранить деньги в дипломате. Помните, что
предварительные меры предосторожности гораздо более эффективны, чем
действия по обнаружению, уличению и задержанию преступника. Неплохо
зная психологию толпы, последний умело манипулирует ее настроением и
действиями. Так, если жертва попытается блокировать двери с целью
выявления похитителя, пассажиры легко вводятся в состояние возмущения,
а вор тем временем избавляется от добычи.
После выхода из салона лучше подождать, пока автобус отъедет, и
лишь потом переходить улицу. *Стоящий автобус или троллейбус обходите
сзади, трамвай - спереди, иначе вы рискуете попасть под автомобиль*.
Выходя из общественного транспорта, подождите, пока схлынет толпа или
же наоборот выйдите первым. В любом случае избегайте давки. При
пользовании эскалатором внимательно следите за детьми, за острыми и
большими предметами, о которые можно споткнуться или поранится.
Когда вы берете такси:
- старайтесь пользоваться государственными машинами, которые
внушают больше доверия;
- убедитесь в том, что счетчик работает правильно;
- следите за тем, чтобы таксист вез вас правильным и кратчайшим
путем;
- точно и четко называйте нужный адрес.
5.4. В САМОЛЕТЕ
При пользовании самолетом, следует всегда помнить следующие
правила личной безопасности:
- путешествуйте по возможности прямыми рейсами, избегая
промежуточных посадок;
- во время промежуточных остановок необходимо всегда выходить в
аэропорт, так как иногда террористы захватывают самолет на стоянке.
Кроме того, руководствуйтесь инструкциями изложенными в разделе
ЗАХВАТ САМОЛЕТА.
5.5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЯ
Степень вашей уязвимости становится гораздо выше при совершении
поездок на автомобиле или при посадке и высадке из него. В 80% всех
случаев убийств и похищений жертва выбирается, как правило, при
совершении поездки на автомобиле или при нахождении ее в
непосредственной близости от автомобиля.
5.5.1. Оборудование
*Обязательное оборудование*. Не приобретайте ненужных
приспособлений. Новинки, продаваемые на рынке, и есть новинки.
Некоторые на самом деле могут поставить вас в опасное и
затруднительное положение. Обязательное оборудование включает прочный
усиленный передний бампер скользящие пластины для защиты поддона
картера и дифференциалов. Топливный бак вашего автомобиля должен быть
бронированным или самозакрывающимся с противовзрывными отражательными
перегородками внутри.
Автомобиль не должен подвести вас. Важными техническими
элементами, являются мощный аккумулятор больших размеров (или второй
аккумулятор), надежный генератор переменного тока и усиленная система
охлаждения.
*Радиотелефон*. Автомобиль должен быть оснащен средствами связи
для того, чтобы вы могли обратиться за помощью. При этом, чтобы не
привлекать внимания к вашему автомобилю, приобретите антенну, которую
можно спрятать внутри салона или в оконной стойке или в боковом
зеркале. Некоторым двухсторонним антеннам можно придать вид обычных
FM/AM антенн.
Убедитесь, чтобы ваши средства связи были бы гибкими и надежными
в оперативном плане и обладали соответствующими характеристиками для
работы в различных условиях. Помните, что высотные здания, леса и
холмы могут повлиять на качество связи.
*Аптечка*. Некоторые специалисты рекомендуют иметь специальный
набор средств и медикаментов для оказания первой помощи и первичной
обработки огнестрельных ран.
*Запирающиеся крышки бензобака*. Эти приспособления не дадут
проникнуть ядовитым веществам и веществам, способным вызвать взрыв
топливного бака. Внимание: в странах с холодным климатом эти колпачки
могут замерзнуть. Впрысните немного масла перед наступлением зимы для
того, чтобы этого не случилось.
*Огнетушитель*. В вашем автомобиле должен быть огнетушитель,
который необходимо регулярно проверять.
*Кондиционер*. При наличии кондиционера вы можете управлять
автомобилем в теплую погоду, не открывая окон. Поскольку
пуленепробиваемые стекла не поднимаются и не опускаются из-за толщины,
то наличие кондиционера является просто необходимым элементом, если вы
собираетесь устанавливать на автомобиль такие стекла.
*Дверные замки*. Дверные замки, предназначенные для того, чтобы
дети, находящиеся в салоне не могли случайно открыть двери, не
позволят злоумышленнику открыть их. Можно также установить центральную
систему блокировки дверей.
*Фары*. Мощные фары, установленные на переднем бампере или на
решетке, обеспечат вам дополнительное освещение в темное время суток.
Также можно установить боковые огни и огни на крыше автомобиля.
Галогенные лампы, направленные назад, могут быть использованы для
того, чтобы ослепить вашего преследователя. Яркие мигалки,
установленные на крыше, затруднят прицеливание снайперу.
*Устройства ночного видения*. Несмотря на то, что устройства
ночного видения - это довольно-таки экзотические приспособления,
однако они позволят вам вести автомобиль с выключенными фарами и
огнями для того, чтобы оторваться от преследования.
*Противоугонные устройства*. Различные противоугонные устройства
спугнут злоумышленника при его попытке проникнуть в ваш автомобиль.
*Системы пожароподавления*. Обычным способом блокирования
автомобиля является огонь. При этом могут использоваться так
называемые "коктейли Молотова" или огненные заграждения. Даже если ваш
автомобиль не загорится, коктейли Молотова затемнят ветровое стекло
(лишая вас возможности маневрирования). При этом вредные, ядовитые
пары или дым могут проникнуть в салон. Можно установить систему
пожароподавления, которая нейтрализует огонь, заполняя автомобиль
составами, задерживающими распространение огня, не забудьте, при этом,
установить устройства всасывания воздуха.
*Звуковые приспособления*. Пронзительно звучащие сирены могут
привести в замешательство, испугать или дезориентировать нападающих.
Сирена также привлечет внимание милиции к вашему автомобилю. Если за
вами ведется преследование, можно использовать сирену для расчистки
дороги от машин, следующих впереди вас.
*Громкоговорители*. Микрофон, подключенный к внешнему
громкоговорителю, даст вам возможность поддерживать контакт с людьми,
находящимися вне автомобиля. При этом нет необходимости открывать
двери и окна.
*Стартеры с дистанционным управлением*. На рынке можно приобрести
надежные стартеры с дистанционным управлением. Они позволят вам
запустить двигатель, находясь на безопасном удалении. Такие устройства
представляют собой надежную меру предосторожности в странах, где
террористы имеют обыкновение закладывать взрывные устройства в
припаркованную машину. Естественно, что такие стартеры имеют и свои
недостатки. В Северной Ирландии, например, террористы изготавливают
бомбы, которые приводятся в действие только, когда автомобиль
находится в движении.
*Выхлопные трубы*. Сделайте отверстия на конце выхлопной трубы и
вставьте болты для того, чтобы никто не смог заложить инородный
предмет, например, взрывное устройство в выхлопную трубу.
5.5.2. Общие меры предосторожности
*Меняйте свой маршрут*. Это, вероятно, одна из самых важных мер
предосторожности. Одной из основных причин успешного нападения на
человека, который следует на автомобиле, является его предсказуемость.
В любой ситуации старайтесь действовать неординарно. Не облегчайте
работу преступников. Меняйте маршруты своего движения из дома утром и
домой в вечернее время, а также в любое другое место.
Если существует только одна дорога к дому/работе или назад,
будьте особенно бдительны. Относитесь ко всему с подозрением.
*Имейте здравый ум*. В любом городе любой страны мира есть
районы, которые необходимо избегать. Избегая такие районы, вы
уменьшите степень вашей уязвимости как для террористов, так и для
обычных уличных преступников. Наблюдайте за людьми, которые
приближаются к вам при остановке у светофора. Остерегайтесь людей,
которые сигнализируют вам с просьбой оказать помощь.
*Будьте осторожны при парковке автомобиля*. Никогда не паркуйте
автомобиль в неохраняемом месте. Никогда не паркуйте машину в одном и
том же месте. Нет необходимости иметь постоянное место парковки у
вашей работы. Каждый день старайтесь ставить автомобиль в разные
места. Не ставьте табличку с вашим именем на стоянке. Ваше место
стоянки должно быть анонимным.
Всегда осматривайте свой автомобиль перед посадкой (см. следующий
пункт). Если вы обнаружите спущенную шину, будьте осторожны.
Неизвестный мог порезать вашу шину для того, чтобы напасть на вас, или
ограбить вашу машину, когда вы будете менять ее.
Если ваш автомобиль, управляемый шофером, припаркован в обычном
месте, а его самого не видно - может прийти подставной шофер. Не ждите
его в машине.
*Проверяйте автомобиль на наличие взрывного устройства*. Перед
посадкой осмотрите автомобиль на предмет возможных следов попытки
проникновения. Если вы заметили такие следы, это может означать, что
кто-то пытался заложить взрывное устройство. Ищите следы скотча или
царапины, пакеты или другой мусор около машины, тянущиеся провода или
лески, обратите внимание на слегка вскопанную землю под днищем,
незнакомые предметы в салоне, на прикрепленные к корпусу предметы или
на другие непривычные детали. Если у вас есть подозрение, но вы не
нашли взрывное устройство, не садитесь в машину. Повторяем: не
садитесь в машину. Известите немедленно органы охраны правопорядка и
позаботьтесь, чтобы был проведен тщательный осмотр вашего автомобиля:
- осмотрите весь автомобиль, не садясь в него;
- загляните внутрь на предмет появления незнакомых предметов или
чего-либо, что выглядит необычным;
- осмотрите колеса;
- обратите особое внимание на место, где покрышки касаются земли,
и на штыри или гвозди, при помощи которых можно проколоть покрышки;
- проверьте выхлопную трубу (трубы);
- загляните под днище. Не помята ли там земля? Не прикреплены ли
там какие-нибудь посторонние предметы, например, мыльница?;
- откройте багажник и осмотрите его содержимое на предмет
появления незнакомых вещей;
- проверьте топливный бак и крышку. Ваш топливный бак должен
запираться;
- осмотрите решетку и бамперы;
- поднимите капот и осмотрите моторное отделение;
- после тщательного обследования откройте двери и осмотрите
салон, особое внимание обратите на пол, пространство под креслами и за
приборной доской. Осмотрите козырьки, подголовники и отделение для
перчаток;
- проверьте запасное колесо на предмет наличия взрывных
устройств.
*Не доверяйте служащим стоянок*. Передавайте служащему только
ключ от автомобиля, а не весь набор ключей. На некоторые марки
автомобилей имеются только ключи зажигания, ими нельзя открыть
багажник или отделение для перчаток. Всегда держите отделение для
перчаток и багажник закрытыми. Не оставляйте в машине документы,
которые могли бы идентифицировать вас, ваш адрес и место работы.
Считайте показания одометра в присутствии служащего; это не даст ему
возможности прокатиться на вашем автомобиле.
*Будьте особенно внимательны при посадке и высадке из машины*.
Это наиболее уязвимый момент. Если есть такая возможность, никогда не
садитесь в машину и не выходите из нее на открытом пространстве. В
идеальном случае это лучше всего делать в каком-либо укрытии,
например, в крытом гараже.
*Всегда наблюдайте, что происходит вокруг вас*. Если что-то
выглядит необычным, отмените свою поездку и будьте бдительны. Попытке
похищения или убийства обычно предшествует период, в течение которого
за вами устанавливается наблюдение. Остерегайтесь любого человека или
машины, которые часто попадаются вам на глаза; вряд ли это совпадение.
*Избегайте узких и многолюдных улиц*. Подумайте о возможной
засаде. По дороге на работу вместо того, чтобы слушать магнитофон или
радио, думайте о предстоящем рабочем дне или о работе вообще,
составьте сценарий собственного похищения. Подумайте, как бы вы это
сделали. На каком участке вашего маршрута вы становитесь наиболее
уязвимым? Где может укрыться похититель и что он может использовать,
чтобы привлечь ваше внимание? Дорожные "пробки", разводные мосты,
участки сужения улиц и любые места, где здания и водопропускные трубы
ограничивают ваш маневр, представляют собой наиболее вероятные места
для устройства засад. Старайтесь придерживаться главных улиц, где
дорожное движение обычно спокойное.
*Находясь на автостраде, старайтесь держаться внутреннего ряда
ближе к середине дороги*. В правом ряду ваш автомобиль и вы сами
подвергаетесь большему риску в случае нападения.
*Остерегайтесь мотоциклистов*. Многие убийцы предпочитают
пользоваться мотоциклами, на которых можно гораздо легче покинуть
место преступления. Внимательно следите за мотоциклистами в черных
шлемах, которые находятся рядом с вами, особенно когда их двое.
Запомните, они могут затаиться около заднего правого крыла, которое
является мертвой зоной.
*Соблюдайте интервал и дистанцию на светофоре*. При остановке у
светофора не выскакивайте вперед так, чтобы ваше окно оказалось
напротив окна соседнего автомобиля. Не приближайтесь к впереди
стоящему автомобилю так, чтобы ваш бампер касался его заднего бампера.
Оставьте перед собой пространство с тем, чтобы в случае необходимости
вы могли выехать в любом направлении.
*Будьте особенно внимательны в сельской местности и в темное
время суток*. Во многих странах, езда в сельских районах и в темное
время суток - очень рискованное предприятие. Путешествуйте по сельским
районам только в случае крайней необходимости и, если это возможно, в
компании с кем-нибудь.
*Следите за своим шофером*. Убедитесь, что он также соблюдает
бдительность. Намекните ему, что он не будет нужен террористам и,
вероятно, будет убит сразу же после того, как вы попадете в засаду.
Узнайте всю подноготную шофера и убедитесь, что он не имеет слабых
мест, которые могли бы скомпрометировать его перед террористами.
Помните, что основная обязанность шофера вести машину, а не
ввязываться в перестрелку. Он должен держать руль обеими руками,
думать только о том, как выбраться из этой ситуации и применять свое
оружие, если таковое у него имеется, только в самом крайнем случае.
Более того, если у него есть оружие, он должен хорошо владеть им.
*Всегда будьте пристегнуты ремнем безопасности, а по возможности
и плечевыми ремнями*. Это не только спасет вас от ран во время
автомобильной аварии, но и даст вам возможность осуществлять все
маневры, которые описаны ниже.
*Двери во время езды должны быть заблокированы* . Окна также
должны быть закрыты при работающем кондиционере в странах с жарким
тропическим климатом.
*Управляйте автомобилем решительно для того, чтобы выбраться из
затруднительного положения*. Террористы могут попытаться совершить
нападение на вас из засады, когда вы окажитесь в дорожной "пробке" или
зажаты на узкой улице. Таким образом, резкие развороты с остановками
не принесут пользы, т.к. такие маневры требуют много пространства и
высокой скорости. Однако, вы сами и ваш шофер должны знать, как
осуществлять разворот на 180 градусов и таранить препятствия на вашем
пути.
Для разворота на 180 градусов слегка нажмите на педаль тормоза
(резкое нажатие может привести к заносу). При остановке автомобиля,
когда его вес будет распределен на задние колеса, резко разверните
машину и резко нажмите на педаль газа до отметки 15-20 миль в час.
Положите левую руку на нижнюю правую часть рулевого колеса, резко
поверните его на 1/2 или 3/4 оборота, выровняйте машину и продолжайте
движение в обратном направлении. Внимание: не надо поворачивать руль
слишком резко. Этот маневр позволяет избежать опасности.
Несмотря на всю свою уязвимость, автомобиль является
потенциальным оружием, который можно использовать для преодоления
заграждений, устроенных на дороге. При таране другого автомобиля
цельтесь в заднее колесо (для достижения лучшего результата цельтесь в
ось автомобиля). Задняя ось является самым слабым местом, и хороший
удар уберет другую машину с дороги. Если ситуация окажется такой, что
вам будет необходимо нанести удар по передней части автомобиля,
старайтесь ударить по переднему колесу.
*При таране другого автомобиля будьте готовы к удару*. Вы должны
заранее пристегнуть себя и своих детей ремнями безопасности. Если вы и
ваши дети не готовы к удару, бросьте ребенка на пол и резко пригнитесь
к рулю. Если позволяет ситуация, поднимите стекла окон, т.к. при ударе
о другой автомобиль его стекла могут разбиться и разлететься в разные
стороны.
*Не позволяйте, чтобы вас заблокировали*. Чтобы избежать этого,
никогда не следуйте слишком близко позади впереди едущего автомобиля.
При остановке у светофора оставьте себе достаточно пространства для
маневра. Держитесь подальше от мест, где произошли дорожные
происшествия, а также от других препятствий. Если вы увидите
какое-либо препятствие впереди, старайтесь развернуться или сделайте
маневр, чтобы выехать на другую улицу.
*Не останавливайтесь ни при какой ситуации*. При нападении на вас
вы будете оставаться в безопасности до тех пор, пока вы находитесь в
движении. Старайтесь покинуть это место как можно быстрее. Для этого
переезжайте кюветы, газоны, тротуары. Не пытайтесь выбраться силой из
ситуации, пока вы не увидите, что другого выхода нет.
*Не покидайте автомобиль, пока он двигается быстрее, чем вы
можете бежать*.
*Остерегайтесь препятствий на дороге*. Террористы могут
предпринять попытку остановить ваш автомобиль при помощи детской
коляски. Не раздумывайте и сбивайте ее, если вы уверены, что на вас
собираются напасть.
Не останавливайтесь, если впереди произошло дорожное происшествие
или авария. Это может быть уловкой, устроенной для того, чтобы вас
похитить. При необходимости пользуйтесь средствами связи, сообщите о
происшествии или сразу направляйтесь в милицейский участок. Никогда не
покидайте машину.
Остерегайтесь также сотрудников ГАИ, которые пытаются остановить
ваш автомобиль. Они могут оказаться подставными, форма еще ничего не
значит. Остановитесь, опустите немного стекло, но держите автомобиль
на передаче в готовности быстро скрыться. Всегда просите сотрудника
ГАИ показать удостоверение.
*Не останавливайтесь, если у вас спущено колесо*. Если террористы
оставят какой-либо предмет на дороге для того, чтобы проколоть колесо
вашего автомобиля, не останавливайтесь. Если спущено только одно
колесо, рулевая колонка повернет автомобиль в одну сторону, но
несмотря на увеличение состава адреналина в вашей крови, соберитесь и
выровняйте машину. При быстром движении спущенное колесо может вызвать
возгорание, поэтому направьте автомобиль в безопасное место.
Вы можете приобрести бескамерные секционные покрышки, которые не
прокалываются, даже если в них попадут пули. Однако, такие покрышки
довольно дороги.
*Будьте внимательны при входе и выходе из машины*. Случается, что
террористы кидают гранаты под ноги выходящим из машины. Заметив
летящую к вам гранату, необходимо в 3 шага постараться отскочить в
сторону - вперед или направо от машины. Больше шагов вы сделать не
успеете (типичным для гранаты является замедление в 7 секунд). Важно
успеть оказаться за ЛЮБЫМ укрытием ибо для обычной гранаты радиус
тотального уничтожения - 5 метров, радиус частичного уничтожения - 25
метров. Любое укрытие - пускай даже ваша машина закроет вас от
смертельно опасных осколков.
5.5.3. Во время аварии
Водитель должен застыть за рулем, стараясь при этом "смягчить"
предстоящее столкновение.
Пассажир должен обхватить голову руками, упасть на бок,
распростершись на сиденье - это позволит избежать травм от удара о
твердые предметы. Пассажиры, которые находятся на заднем сиденье,
должны постараться упасть на пол. Мотоциклист должен быть обязательно
в каске даже при езде на маленькое расстояние, при столкновении он
должен постараться сгруппироваться, чтобы защитить жизненно важные
органы, при падении - расслабиться, не напрягая мускулы, но стараться
смягчить удар о землю.
* * *
Как себя вести и что делать, если авария все таки произошла? Как
правильно поступать на месте аварии, как не упустить что-либо важное,
чтобы минимизировать полученный ущерб или избежать незаслуженного
обвинения в вашу сторону? Перед тем как приступить к практическим
советам, кратко остановимся на факторе, который очень существенно
влияет на исход разбирательства, это - поведение водителей после
аварии. Мы естественно не рассматриваем случаи, когда лица, попавшие в
аварию получили тяжелые травмы и нуждаются в срочной медицинской
помощи. Тут уж не до жиру, быть бы живу. Но если вы сильно не
пострадали физически, можете соображать и стоять на ногах - тут вам
карты в руки. Как показывает практика, это поведение водителей можно
условно разделить на несколько видов:
- водители, впадающие на месте аварии в глубокую апатию или
транс. Как правило они не участвуют в первичных следственных
действиях, не участвуют в осмотре места происшествия, составления
протокола;
- водители, не утратившие после аварии способности адекватно
реагировать на ситуацию, однако полностью доверяющие сотрудникам ГАИ
или милиции, прибывшим на место аварии. Обычно они стесняются
высказать свои замечания, зачастую подписывают чистые листы
протоколов. Обычно к этой категории относят неопытных водителей,
впервые попавших в данную ситуацию;
- водители, пытающиеся до приезда ГАИ исказить в свою пользу
обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, убрать осколки
и т.д.). Как правило в данной ситуации, особенно в условиях стресса
это не удается и данный водитель только ухудшает свое положение;
- водители, скрывающиеся с места происшествия на своих двоих или
на машине, если она не потеряла способность двигаться. Это происходит
из-за страха перед ответственностью, боязни больших затрат для ремонта
чужого поврежденного автомобиля. Часто водители убегают, чтобы скрыть
состояние опьянения. В любом случае убегающий водитель навлекает на
себя более тяжкие кары, особенно если он бросает без помощи
травмированных людей. Ведь никто не может дать ему полной гарантии,
что номер его автомобиля не записали и то, что именно он сидел за
рулем не видели несколько свидетелей;
- водители, избирающие логически оправданную, активную линию
поведения после аварии. Как правило такое поведение и позволяет
достичь целей, упомянутых выше. Попав в аварию постарайтесь взять себя
в руки и действовать согласно нашим советам, согласуясь с конкретной
обстановкой.
Итак, совет первый
От подробной и тщательной фиксации всех обстоятельств аварии
зависит очень многое.
В дальнейшем на основании первоначально составленных документов -
протокол осмотра места происшествия, справка о ДТП, протокол о
техническом состоянии транспортных средств, схемы ДТП, объяснения
участников ДТП, показания свидетелей и т.д. органы ГАИ устанавливают
связь между действиями водителей и наступившими последствиями.
Поэтому, не пытайтесь что-либо изменить в обстановке ДТП, а наоборот
принимайте все меры к наиболее полному фиксированию всех следов. Если
у вас на глазах другой участник происшествия пытается скрыть следы,
передвигает свою машину, убирает осколки и т.д., попытайтесь вначале
мягко образумить его, а если это не получается, обратите на это
внимание свидетелей и с помощью подручных предметов обозначить
первоначальное расположение убранных вещественных доказательств.
Потребуйте от работников ГАИ зафиксировать в протоколе осмотра
места происшествия буквально все, что по вашему мнению может
относиться к делу: место столкновения автомобилей, их взаимное
расположение после аварии, разметку дороги и ее видимость, светофоры и
дорожные знаки в месте аварии и их исправность и видимость, видимость
в месте аварии и освещение, состояние дороги и погода, следы
торможения, предметы, лежащие на дороге, техническое состояние
автомобилей. Все следы и знаки, предметы должны быть привязаны к
местным предметам - линии разметки, обочины, к домам, телеграфным или
осветительным столбам и т.п.
Обратите внимание составляющих протокол на техническое состояние
автомобиля "обидчика" - известно много случаев, когда один из
водителей доказывал свою невиновность из-за того, что на другом
автомобиле не были установлены предусмотренные заводом зеркала заднего
вида или, например, не работали поворотники, стоп-сигналы, была
совершенно лысая резина и т.п.
Совет второй
Очень серьезно отнеситесь к составлению на месте ДТП
первоначальных документов, требуйте от работников ГАИ их подробного
составления. Например, не допускайте таких общих фраз, типа: "помято
левое крыло". Такую фразу лучше описывайте так: "левое крыло смято с
разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло
стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый
защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул
пластмассовый бампер... возможны другие скрытые дефекты в поврежденной
части автомобиля".
Чем больше вы напишите, тем больше ваши шансы получить полную
материальную компенсацию за аварию. По первой записи вы получите
компенсацию только за ремонт крыла, а по более подробной - за все, тем
более вы оставляете за собой право на дополнение дефектной ведомости,
указав возможность наличия других повреждений, не замеченных сразу на
месте аварии. Внимательно прочитайте все документы перед тем, как их
подписать, если с чем-то не согласны, смело пишите свои замечания -
это ваше законное право.
Совет третий
До того, как приедут гаишники, постарайтесь сами среди
собравшихся зевак или остановившихся за вами водителей найти людей,
которые видели аварию в динамике, а не ее последствия. В некоторых
случаях посулите этим людям компенсировать все их затраты по явкам в
ГАИ или в суд в качестве свидетелей, запишите их ФИО, телефоны,
адреса. Эти сведения сохраните у себя а копию передайте гаишникам для
внесения в протокол.
ГАИ тут же предложит пройти обследование на алкоголь, ни в коем
случае не отказывайтесь, но требуйте освидетельствования в медицинском
учреждении.
Если второй водитель отказывается от освидетельствования,
проследите, чтобы гаишники это занесли в протокол. Если ваш обидчик
явно пьян, требуйте, чтобы это также занесли в протокол, что у него
явные признаки опьянения - запах, нетвердо стоит на ногах, невнятная
речь и т.д., причем заручитесь несколькими свидетелями этого, а то в
жизни бывает, что на следующий день этот человек принесет справку, что
он был совершенно трезв, ведь ее можно купить у знакомого врача.
Совет четвертый
Как правило, не вступайте в перепалку с представителями ГАИ на
месте аварии. Помните, что все, с чем вы не согласны, вы можете внести
в составляемые документы. Если вы считаете, что сотрудники ГАИ или
милиции действуют незаконно или неправомерно, то ваши замечания также
внесите в протокол ДТП а затем обжалуйте эти действия в вышестоящем
управлении ГАИ или в прокуратуре.
После проведения освидетельствования на алкоголь, гаишники
предлагают написать участникам ДТП собственноручные объяснения.
Отнеситесь к этой бумаге наиболее серьезно, думайте над каждой
строчкой, каждой формулировкой. Это первоначальное объяснение как
правило самое верное и его затем трудно опровергнуть. Не допускайте
неточных цифр, слов. Не применяйте фразы, допускающие двойное
трактование или неоднозначность.
Совет пятый
Если у вас есть возможность, сразу после аварии вызовите по
телефону опытного в подобных делах друга, знакомого, коллегу по работе
для оказания вам помощи при оформлении всех протоколов. Желательно,
чтобы он немедленно приехал до прибытия ГАИ и выступил в качестве
свидетеля с вашей стороны, подсказывал вам необходимые действия.
Если есть возможность, пусть он привезет с собой тетрадь с
ручкой, рулетку для измерения, ведь может, что вы придете к соглашению
с другим водителем, сами составите схемы и поедете в ГАИ для
дальнейшего оформления.
На основании первичных материалов принимается решение об отказе
или возбуждении уголовного дела. Дело передается из ГАИ в следственные
органы МВД. Срок предварительного расследования - до двух месяцев.
Если за два месяца его не завершили, например из-за сложных экспертиз,
следствие продлевается районным прокурором на один месяц.
Дальше следствие продлевается только в исключительных случаях
более высоким начальством. Если в происшествии обвиняют вас, то
желательно, чтобы вы сразу пригласили адвоката, специализирующегося на
ведении дел по автотранспортным происшествиям, особенно это
необходимо, если нанесен очень крупный материальный ущерб или есть
раненые и погибшие.
Квалифицированный адвокат поможет вам минимизировать например
сумму выплат, понести более легкое наказание. Если же вы пострадавший,
то стоимость услуг адвоката вам все равно потом компенсирует виноватая
сторона после суда.
Совет шестой
Если на вас завели уголовное дело, адвоката нанимайте немедленно.
Дело для ознакомления перед судом вам должны предоставить в подшитом и
пронумерованном виде. Закон не ограничивает для вас время ознакомления
с делом, а хороший адвокат может добиться дополнительных экспертиз и
исследований, которые могут сыграть вам на пользу.
Несомненно, что потерпевший также фигурирует в деле и не меньше
обвиняемого заинтересован в исходе дела. Главный интерес потерпевшего
- добиться полного возмещения материального ущерба, причиненного ему в
результате аварии.
Гражданский иск может быть заявлен потерпевшим на любой стадии
предварительного расследования и до начала следствия. Он должен
содержать подтвержденные ксерокопиями документов все сведения о
понесенных убытках из-за действий обвиняемого, например: - калькуляция
на ремонт вашего автомобиля от независимой оценочной формы, - счет за
фактически выполненные ремонтные работы (фактические затраты), - счет
за услуги, оказанные адвокатом, - счет за услуги, оказанные
юридической консультацией, - счет от транспортной формы за
транспортировку поврежденного автомобиля к месту постоянной стоянки а
затем в ремонтную мастерскую, - квитанции о посланных телеграммах с
уведомлением обвиняемому, - квитанции об уплате госпошлины, квитанции
о ксерокопировании документов, справку с места работы о ежедневном
заработке и о количестве дней, потраченных для ремонта и хождения по
судам и т.д. Подлинники документов вы предъявляете в суде по мере
необходимости. И еще, не надо особо жадничать. Вряд ли обвиняемый
хотел разбить сознательно вашу машину, пострадал он же тоже. Поэтому
подавать еще что-либо на моральный ущерб неэтично, а вот полного
возмещения ваших материальных потерь необходимо добиваться.
Совет седьмой
На всех этапах разбирательств ведите себя честно и достойно.
Помните, что любые ваши противоправные действия могут вызвать
адекватную реакцию. Например, если вы изрядно помяв чужую машину,
удрали с места происшествия, не удивляйтесь, что через день - два к
вам домой явиться ее владелец с претензиями, а если вы его послали
куда подальше, то еще через пару дней вы увидите, что ваша машина
стоит на привычном месте вся раскуроченная.
Если вы послали к "обидчику" бандитов для разборки, выбивания
денег, то такая же банда может прийти и к вам и переломать ноги вам
или вашим родственникам. Поступайте в отношении оппонента точно также,
как вы хотели, чтобы поступали с вами. Действуйте всегда строго
официально и по закону. Такие действия уважают все, даже самые отпетые
бандиты.
Если авария произошла, и ущерб на ваш взгляд велик, не верьте
обещаниям "обидчика" расплатиться потом, предложениям разобраться без
ГАИ, оплатить ремонт прямо на месте и т.д. А то впоследствии может
оказаться, что ремонт стоит гораздо дороже, чем вам заплатили на месте
аварии или виновник аварии на следующий день заявляет вам в глаза, что
впервые вас видит, или вдруг противная сторона приводит на следующий
день кучу свидетелей, которые якобы все видели и вы из пострадавшего
превращаетесь в обвиняемого.
Учтите также, что далеко не всякая мастерская возьмется
ремонтировать вашу машину без справки об аварии из ГАИ. Только в самых
простых случаях, когда материальный ущерб минимален, неисправность
можно быстро устранить своими силами (например заменить разбитую фару)
и вам предлагают с лихвой компенсировать весь ущерб на месте, можно
разойтись миром, без гаишников. Если деньги предлагаете вы и у вас их
согласны принять, то обязательно возьмите у пострадавшего расписку о
том, что он взял от вас деньги и больше не имеет к вам никаких
претензий.
ОБРАЗЕЦ:
Р А С П И С К А
Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: г.Урюпинск, ул.
Широкая д.23 кв.65 получил от гр. Сидорова Петра Петровича,
проживающего по адресу г. Москва, ул. Мосфильмовская д. 56 кор. 3 кв.
241 деньги в сумме 300 (триста) долларов США по Курсу ЦБ РФ в виде
компенсации за материальный ущерб, причиненный моему автомобилю ВАЗ
21053 госномер н 29-76 УК (разбита правая передняя блок-фара и сломана
декоративная решетка радиатора) которые гр. Сидоров П.П. причинил
моему автомобилю, стоящему на стоянке по ул. Тверская при парковке
своего автомобиля джип Чероки госномер М777МВ.
Других повреждений моему автомобилю не нанесено. В настоящее
время никаких материальных или иных претензий к гр. Сидорову П.П. не
имею.
" " месяц 1998 г. Иванов И.И.
5.5.4. Если машина оказалась в воде
Происшествия на прибрежных дорогах, парковка под слишком большим
углом, ошибки при маневре, превышение скорости, сильный порыв ветра
при движении по набережной или по мосту могут стать причиной падения
автомобиля в воду. Это влечет за собой последствия, которые особенно
тяжелы в двух случаях: когда находившиеся в машине получили ранения
или когда страх перед возможными последствиями почти парализует
реакцию на происходящее.
Если тот, кто находится внутри, не получил повреждений во время
падения в воду и сохраняет спокойствие, он имеет достаточно времени,
чтобы выбраться из своей "клетки". Самое важное - сохранить
способность контролировать свое поведение в самой тяжелой ситуации.
Автомобиль не покидается до момента его полного погружения в воду.
Когда вы поняли, что машина погружается, первое правило, которое
нужно выполнить, это закрыть окна, чтобы замедлить процесс погружения.
После этого включаются фары, которые могут послужить сигналом для
потенциальных спасателей (электрооборудование обычно продолжает
работать в течение некоторого времени). Если вы ехали в одиночестве,
опускается спинка сиденья, чтобы иметь больше пространства для
движения. Если вы не один, постарайтесь, по возможности, успокоить
самых слабых и сохранить спокойствие. В подобных обстоятельствах
необходима максимальная собранность, чтобы действовать, не допуская
ошибок. Важно не дать вашим пассажирам впасть в отчаяние. Оптимизм
важен для правильного распределения сил и средств.
В затонувшей автомашине необходимо поискать подушки, свертки,
какую-нибудь одежду, подложить их под себя и подняться головой до
потолка. Снять с себя все то, что может сковывать движение или за
что-нибудь зацепиться: пальто или тяжелую одежду, ботинки, шнурки и
ремни. Когда вода заполнила салон и превысила уровень двери (принцип
выравнивания давления выполнен) можно открыть дверь. Этот путь
предпочтителен, если машина осталась целой. В противном случае
открывается окно, высовывается рука и упирается в крышку, лицо при
этом обращено внутрь, и далее головой вперед вы выбираетесь из машины.
Операция облегчается максимальной расслабленностью и гибкостью тела.
В случае, если окна не открываются, нужно разбить стекло. Обычно
предпочтение отдается лобовому или заднему стеклам, которые больше
других. Это, однако, зависит от положения, в котором находится машина
после погружения и которое почти никогда не бывает горизонтальным, а
также от положения пассажиров. Для того, чтобы разбить стекло,
необходимо выждать до последнего, далее бить тупым предметом, причем
не в центр, а в угол стекла, где сопротивление меньше. Для этой цели
может послужить огнетушитель, который всегда должен быть в салоне или
радиоприемник, а иногда достаточно надавить ногами и выдавить стекло
из резиновых прокладок, даже не разбив его.
[ часть1 | часть2 |
часть3 ]
.........Перейти к оглавлению книги.........
|