.........Перейти к оглавлению книги.........

               6. ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

     Цель этого раздела - дать творческой личности средства в борьбе с
внутренними  и  некоторыми  внешними  обстоятельствами  за  высокую  и
длительную работоспособность.
     Основные способы организации жизни  пришли  к  человеку  извне  -
ритмическая  смена  активности и отдыха,  оптимизация и рационализация
действий, коллективный труд.
     До определенного момента требование повышения эффективности жизни
воспринималось как  насилие,  в  частности  -  как  повышение  степени
эксплуатации.  Вначале  человек  вел  борьбу  за свое свободное время,
понимая под этим прежде всего борьбу за отдых.  Успехи в  этой  борьбе
привели  к  массовому  прогрессирующему  "обжорству  временем" - оргии
немногочисленной  античной  аристократии   сменились   спортивными   и
шоу-телепередачами с многомиллиардной аудиторией,  а также наркоманией
и массовым алкоголизмом.
     Только свободная   личность   может   достичь   совершенства    в
использовании своего свободного времени и времени вообще. Но свобода -
качество  необходимое,  но  не  достаточное.   Преобладание   духовных
потребностей   и   качественный   инструментарий  -  второе  и  третье
необходимые условия.
     Возможно, первая  письменно   зафиксированная   попытка   сделать
управление  временем  сознательной  потребностью человека - это первое
письмо из нравственных  писем  к  Луцилию,  написанных  Луцием  Аннеем
Сенекой в первые десятилетия новой эры. Сенека рекомендует:
     - письменный учет всего времени;
     - деление  времени на хорошо,  дурно потраченное и потраченное на
безделье;
     - оценивать жизнь по наполненности прожитого времени.
     В письме Сенеки есть намек на  планирование:  "удержишь  в  руках
сегодняшний день - меньше будешь зависеть от завтрашнего".
     Один из приемов управления временем -  введение  жесткого  режима
дня. Иммануил Кант (1724-1804), проживший всю жизнь в Кенигсберге, жил
настолько ритмично,  что соседи проверяли часы,  когда он  выходил  на
прогулку. Прожил всю жизнь холостяком. Второй период творчества, более
тридцати лет,  посвятил исследованиям  познавательных  и  нравственных
способностей человека.
     Творческие личности в своей  массе  берегли  свое  время.  Трудно
найти продуктивную творческую личность,  у которой не было бы жесткого
режима работы.  Архимед и Аристотель,  Роджер  Бэкон  и  Ньютон,  Анри
Пуанкаре и Дюма-отец,  Энгельс и Ленин,  -  все  эти  люди  стремились
построить  систему  расхода времени,  которая гарантировала бы высокую
выработку не за день - за жизнь.
     Следующий шаг  был  сделан  Александром Александровичем Любищевым
(1890-1972).  Начав в 1916 году вести систему учета времени, он вел ее
до конца   жизни.  В  этом  пожизненном  эксперименте  были  проверены
принципы:
     - наличие достойной цели жизни;
     - документальный учет всего времени;
     - деление времени на категории, где критерием выступает достойная
цель жизни и задача совершенствования личности;
     - принцип  увеличения  времени  основной категории за счет других
категорий работ;
     - равномерность  и  ритмичность нагрузок:  трудные работы с утра,
чередование легкой и тяжелой работы, отказ от срочных поручений;
     - управление  разнообразием  работ.  Так,  чтение  художественной
литературы Любищев относил  к  основной  работе.  По  мнению  Дарвина,
*чтение художественной  литературы  и  хорошая  музыка  необходимы для
сохранения богатства личности, ее целостности, ее качества*;
     - планирование и обратная связь по самоотчетам;
     - выход из-под давления внешних обстоятельств, в частности, отказ
от высоких должностей, административной работы;
     - принцип бездефицитности сил,  т.е.  приход к началу  следующего
цикла труд-отдых без накопления усталости;
     - управление качеством работ, в частности, переход к надцели.
     Любищев сам формулировал короче:
     1. Я не беру обязательных поручений.
     2. Не беру срочных поручений.
     3. В случае утомления сейчас же прекращаю работу и отдыхаю.
     4. Сплю много, часов десять.
     5. Комбинирую утомительные занятия с приятными.
     Следующие шаги в деле управления зависят от нас с вами.
     Можно выделить два вида работоспособности:
     - один  -  сделать  конкретную  работу  или  максимум  работы  за
минимальное время;
     - другой  -  сделать  максимум  работы  за заданное время - день,
месяц, год...
     *Главная* цель применения системы Любищева -  добиться  максимума
работоспособности второго вида,  где срок - вся жизнь. Достижение этой
цели должно идти поэтапно:
     Этап 1 - "Разведка".
     Этап 2 - "Перегруппировка сил".
     Этап 3 - "Наступление".
     Каждый этап характеризуется своими целями и тактикой.



                         Этап 1 - "Разведка"

     Вся деятельность делится на  две  группы:  нагрузка  и  отдых.  К
отдыху разумно отнести сон, еду, перемещение, непрофессиональный спорт
- то,  что позволяет восстанавливать  нервную  систему.  Деятельность,
которая ведет к утомлению нервной системы, учитывается как нагрузка.
     *Не пытайтесь работать больше, чем обычно - это опасно и вредно*.
     Ваша задача на Этапе 1 - получить представительный  материал  для
дальнейшего анализа.  Поэтому месяц для учета следует выбирать обычный
- не отпускной,  лучше весной или осенью.  После накопления данных  за
месяц, их нужно проанализировать.
     Для того,   чтобы   проанализировать   полученные  данные,  нужно
составить три  списка  нагрузок.  В  первый  список,  который  назовем
"основная работа",  войдут те виды деятельности, которые служат поиску
или достижению  достойной  цели  жизни  и  время  на  которые  хочется
увеличить.
     Во второй список,  который назовем "навязанная работа", войдут те
виды   деятельности,   которые   навязаны   внешними  или  внутренними
обстоятельствами и время на которые желательно сократить.  И, наконец,
в третий список, который можно назвать "нейтральная работа", войдут те
виды деятельности, время на которые желательно оставить без изменений.

                      Этап 2 - "Перегруппировка"

     Наиболее важным  на  Этапе  2 является уменьшение доли навязанной
работы и увеличение основной работы за счет навязанной.  Не стремитесь
увеличивать  среднюю  суточную нагрузку,  а тем более разовую суточную
нагрузку,  даже если у  вас  остались  силы.  Усталость  накапливается
постепенно  и  может  проявиться  не  сразу.  Можно  выделить два вида
усталости - кратковременная и долговременная.  Кратковременная недолго
накапливается  -  от  минут  до нескольких дней,  хорошо чувствуется и
требует для ликвидации времени,  соизмеримого с  временем  накопления.
Долговременная усталость может не проявляться месяцами,  накапливаться
незаметно,  но когда проявляется,  то может выглядеть по-разному:  как
быстрая утомляемость,  внезапная слабость,  скачки кровяного давления,
другие неврозы.  Для ликвидации долговременного утомления  чаще  всего
нужны месяцы. Будьте осторожны!
     При выполнении   любой   работы   в   ней   бывает  творческая  и
нетворческая составляющая.  Очевидно,  даже если  выполняешь  основную
работу, то в ней бывает и техническая, монотонная работа - т.е. такая,
время на которую хочется уменьшить.

                         Этап 3 - "Наступление"

     К началу этого этапа нужно иметь уверенность в выборе тех  работ,
которые относятся к основным. Упор на этапе 3 делается на планирование
и на выполнение планов.  Вероятно,  у вас уже  были  срывы  -  периоды
восстановления после переутомления. Осторожность позволит вам выйти на
первый потолок - около 1500 рабочих часов в  год.  На  этапе  3  нужно
осваивать   передовой   инструментарий   для   ведения  рационализации
интеллектуальной работы - ведение справочных  и  творческих  картотек,
обучение  машинописи  и т.п.  Особое внимание следует уделить освоению
передовых технологий переработки информации, таких, как теория решения
изобретательских  задач,  математика  и  т.д.  Т.е.  повышение общей и
профессиональной культуры работы,  определение  достойной  цели  жизни
дает возможность определить набор инструментария для ее достижения.

                                * * *

     Многолетний опыт  внедрения  системы Любищева показывает:  только
ритмичная работа дает равномерную и высокую производительность  труда.
Основной  принцип,  который  можно  назвать принципом бездефицитности,
гласит:  к началу очередного рабочего цикла организм должен  полностью
восстановиться.
     Цикл состоит  из  двух  частей  - работы и отдыха.  Основной цикл
имеет суточный период.  Более длительные  сверхсуточные  периоды,  как
показали    исследования    с   использованием   Фурье-преобразования,
навязываются человеку извне.  Анализ показал два устойчивых периода  -
недельный  и  годовой.  Остальные  колебания  работоспособности  носят
нерегулярный характер и при планировании их можно не учитывать.  Более
важны  внутрисуточные колебания активности организма,  наличие которых
общепризнанно. Анализ  литературы и эксперименты показали,  что пики и
спады чередуются так:
     подъемы: 5 - 6, 11 - 12, 17 - 18, 23 - 24
     спады: 2 - 3, 8 - 9, 14 - 15, 20 - 21
     Эти подъемы и спады,  как  правило,  можно  отследить  с  помощью
обыкновенного  термометра.  Но  такая  ярко  выраженная  ритмика может
отсутствовать.  Ритмику   можно   сбить,   сдвинуть,   рассогласовать.
Например,  при сдвиге реальные спады могут прийтись на указанные здесь
часы пиков,  а реальные подъемы активности - на указанные часы спадов.
Это   не   нарушает   чередования  спадов  и  подъемов  и  не  снижает
работоспособности.  Но если попытаться  интенсивно  работать  в  часы,
когда организм входит в периоды спада активности,  то могут возникнуть
стрессы,  неврозы,  гипертония и т.п. Тогда подъемы и спады активности
становятся   невыраженными,   работоспособность   обязательно  падает.
Рекомендуется:  согласовывать работу с пиками активности,  а в периоды
спадов   во   время   бодрствования  полежать  10-20  минут  или  даже
вздремнуть.  Это позволит быстро пройти  период  спада  -  чем  глубже
торможение    нервной    системы    при    спаде,   тем   скорее   она
восстанавливается.
     Возможно, что наилучший режим дня - это распределить суточный сон
более равномерно по суточным спадам. Использование сна во время спадов
позволяет  разбить  календарные сутки на несколько физиологических и в
сумме сократить время на сон.  По мнению некоторых исследователей  это
один из секретов феноменальной нервной выносливости детей при усвоении
новой информации.
     Интенсивность работы  -  это один из ключей решения свей проблемы
работоспособности.  Корреляционный анализ показал  два  пика  -  часто
случались  дни  с  выработкой  в 5-6 часов после дней с выработкой 6-5
часов,  и часто встречалась выработка в 0-2 часа после дней  с  низкой
выработкой. Отсюда следовало два вывода:
     1. Выработка  в  5-6  часов   в   сутки   близка   к   предельной
бездефицитной.
     2. Если дефицит накопился (случай долговременной усталости),  его
трудно ликвидировать за одни сутки.

.........Перейти к оглавлению книги.........

Rambler's Top100 Яндекс цитирования  

Реклама от Google

Hosted by uCoz