Классификация маломерных судов. Определения
Под термином "маломерное судно" понимаются суда, которые поднадзорны
Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России).
В соответствии с
утвержденным Правительством Российской Федерации Положением о ГИМС МЧС к таким
судам отнесены:
самоходные суда
внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с
главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами
независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда
вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных
парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а .также
принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью более 100
килограммов, байдарок - более 150 килограммов и надувных безмоторных судов -
более 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;
прогулочные суда
пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных
двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не
более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или
подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и
несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских,
грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов),
используемые в целях мореплавания.
При этом установлено, что
осуществляя свои полномочия в отношении указанных судов ГИМС России не
регистрирует и не осуществляет технического надзора за военными и
спортивными судами, катера ми и лодками, являющимися табельным имуществом
морских и речных судов, а также за принадлежащими гражданам гребными лодками
грузоподъемностью менее 100 кг, байдарками -менее 150 кг и надувными судами -
менее 225 кг.
В Правилах пользования
водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах,
утвержденных во исполнение Водного Кодекса Российской Федерации органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, даны следующие понятия
военных и спортивных судов:
Под военными судами
понимаются маломерные суда, принадлежащие войсковым частям.
Под спортивными судами
понимаются маломерные суда, спроектированные и построенные по правилам
национального или международного спортивного класса и используемые исключительно
для участия в спортивных соревнованиях (гонках)".
По общепринятым для
морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются:
По назначению:
прогулочные
- суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом,
туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота,
экскурсии, водные путешествия и т.д.);
производственные
(коммерческие) - суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и
функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и
т.д.);
специальные
(служебные) - суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических
задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей
среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные,
природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).
По характеру
движения:
водоизмещающие
- суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от
скорости;
глиссирующие
- быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая
подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение
(глиссирование) корпуса по водной поверхности;
на подводных
крыльях - суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при
движении возникает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая
корпус над водой;
на воздушной
подушке - суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают
воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над
водой. Для поступательного движения судна служат воздушные винты, обеспечивающие
высокую скорость.
По типу движителя
моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом,
водометным движителем.
По материалу
корпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые,
композитные
и т.д.
Имеется еще ряд признаков,
по которым производится классификация судов, в т.ч. и маломерных.
Органами ГИМС МЧС России
при постановке поднадзорных судов на учет и по их техническому состоянию
классификация осуществляется по двум признакам:
по типу (в зависимости от
двигательной установки)
и по району плавания
(бассейну), в котором разрешена эксплуатация данного судна.
Типы маломерных
судов:
катер -
моторное судно, движение которого осуществляется при помощи установленного на
нем стационарного двигателя;
моторная лодка
- судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного
мотора;
парусное -
судно, имеющее парусное вооружение, и движение которого осуществляется при
помощи парусов;
парусно-моторное
- парусное судно, оборудованное дополнительно механической установкой
(стацио нарным двигателем или подвесным мотором);
несамоходное
- судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи
его буксировки;
гидроцикл
- бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой;
гребное -
судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи
мускуль ной силы.
Районы плавания
:
морской -
бассейны, в которых установлен морской режим плавания (судоходства);
внутренние
- бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей;
несудоходные -
внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей.
|