Флаг ГИМС

Государственная инспекция по маломерным судам Ярославской области

Адрес: 150000 г. Ярославль, ул. Кирова 5/23а факс:(4852)79-09-88;тлф. (4852)79-09-57; (4852)79-09-62

Телефон     доверия (4852)79-09-01

    

 

Главная страница  |  Добавить в избранное| Сделать стартовой | Форум ГИМС

Общая информация

Государственные услуги

Об инспекции

Административный регламент

О Государственной гражданской службе

Задачи и функции ГИМС

Права должностных лиц

Структура ГИМС

Границы ответственности подразделений ГИМС

Поиск по сайту

Справочная информация

Государственная регистрация маломерных судов

Классификация маломерных судов

Освидетельствование маломерных судов

Порядок приема экзаменов

Реквизиты и размеры госпошлины

Таблица штрафов

Документы регламентирующие работу

Безопасность на воде- видео, памятки

Новости, безопасность

Мониторинг СМИ

Вопросы безопасности людей на водных объектах в местном самоуправлении

Фотоотчеты о рейдах и патрулированиях

Разное и полезное

Фотогалерея ГИМС

Анекдоты про моряков, пожарных и гаишников

Downloads, скачать полезное

Заправки для катеров

ГИМС в интернете и другие полезные ссылки

Реклама

Тесты для самопроверки

Тест1

Тест 2

 

ЛОЦИЯ

Лоция - это раздел судовождения, где изучаются навигационные опасности, средства навигационного оборудования водного пути, пособия для выбора безопасных и навигационных курсов. Лоция внутренних водных путей подразделяется на общую и специальную.
Общая лоция дает необходимые сведения о внутренних водных путях и является общим руководством для плавания по любому участку водного пути.
Знание общей лоции позволяет судоводителю ориентироваться на незнакомых участках пути и за более короткий срок изучить специальную лоцию.
Специальная лоция служит руководством для плавания по определенному участку водного пути. В специальной лоции содержатся подробные и конкретные сведения о русле, берегах, опасностях и препятствиях, навигационной обстановке, направлениях и границах судового хода и др. сведения для определенного района плавания.
Общая лоция
Основные элементы рек. Река - это водоток, имеющий четко выраженное русло и питающийся атмосферными осадками и грунтовыми водами со своего водосбора. Речные термины:
Исток реки - место начала реки, с которого начинается постоянное течение воды. Истоком может служить родник, болото, озеро, ледник.
Долина реки - пониженная часть земной поверхности, по которой протекает река. Образование речных долин связано с геологическими процессами, деформациями земной коры, действием ледников и размыванием берегов самой рекой.
Русло - пониженная часть долины реки, по которой осуществляется сток воды при ее самых низких уровнях (без затопления поймы).
Стрежень - условная линия, соединяющая на водной поверхности реки точки с наибольшей глубиной русла и максимальными скоростями течения.


Пойма - часть речной долины, периодически затапливаемая при высоких подъемах уровня воды (половодье, паводок).
Коренные берега - участки земной поверхности, ограничивающие долину реки с боков.
Старица - старое русло, бывшая излучина, спрямленная новым руслом и изолированная от него. Со временем старица мелеет, заиливается, зарастает кустарником или превращается в болото.


Остров - небольшой покрытый растительностью участок суши, омываемый со всех сторон водой.
Осередок - наносное (без растительности) образование в русле, омываемое водой со всех сторон.


Приверх - верхняя по течению часть острова, осередка.
Ухвостье - нижняя по течению часть острова, осередка.
Рукав - часть реки, которая образовалась при разделении русла островом.
Ход - часть реки, которая образовалась при разделении русла осередком.
Протока - рукав, проходящий по пойме в стороне от основного русла.
Урез воды - линия пересечения поверхности воды с берегом
Заплесок- узкая полоса отлогого берега, примыкающая к воде.
Судоходная терминология:
Судовой ход (фарватер) - водное пространство на внутреннем водном пути (реке), предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и (или) карте.


Ось судового хода - условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками.


Кромка судового хода - условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине.


Полоса движения - часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой.
Основной судовой ход - судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе.
Перевал судового хода - переход судового хода от одного берега к другому.
Затон - часть обмелевшей на верхнем конце излучины реки, оборудованная для стоянки судов.
Рейд - часть русла реки, выделенная для стоянки судов.
Акватория - водное пространство в пределах рейда, затона, порта.
Колебания уровня воды в реке.
Уровень воды - это высота поверхности воды в водном объекте над условной горизонтальной плоскостью сравнения.
Половодье - фаза водного режима реки, повторяющаяся в данных климатических условиях ежегодно (практически в одно и тоже время года) с наиболее высоким уровнем воды. Половодье вызывается снеготаянием и таянием ледников. В зависимости от климатической зоны и условий половодье может быть весенним, весение-летним и летним. Продолжительность половодья колеблется от двух-трех недель до двух месяцев.
Межень - фаза водного режима реки, характеризующаяся длительным периодом низкого уровня воды. За начало межени принимается конец половодья, за окончание - наступление подъема воды во время осенних дождей. В межень реки питаются в основном грунтовыми водами и эта фаза водного режима характерна для летних месяцев (обычно июль-август).
Паводок - фаза водного режима реки, характеризующаяся кратковременными и нерегулярными подъе­мами уровня воды, вызываемыми дождями или снеготаянием во время оттепелей. Продолжительность паводка - от недели до месяца.
Кроме перечисленных водных режимов следует отметить такое характерное явление для ряда территорий, как наводнение.
Наводнение - затопление территорий водой по различным причинам, как правило, в периоды половодья и паводков, являющееся стихийным бедствием.
Регулирование водного режима в навигационный период осуществляется при помощи построенных на реках плотин и водохранилищ.
Навигационные опасности
Навигационные речные опасности можно разделить на три группы: наносные образования в русле; искусственные препятствия и случайные опасности.
Наносные образования. Наносы - это твердые частицы, переносимые водотоками и попадающие в реку с поверхности водосборного бассейна или в результате размыва русла.
К характерным наносным образованиям в русле реки относятся:
Песчаные гряды. Это основной вид наносного образования в русле, из-за которого песчаное дно реки неровное (волнообразное). Гряды двигаются вниз по течению благодаря постоянному перемещению частиц и оседанию их на тыловых скатах гребня гряд. Скорость перемещения гряды обычно в сотни раз меньше скорости потока. Крупные гряды на больших реках перемещаются со скоростью до нескольких метров в сутки. С ростом скорости потока увеличивается и скорость движения гряд.
Заструга - это скопление наносов в реке в форме крупных гряд, примыкающих к песчаному берегу. Течение над застругами обычно носит неровный характер.
Коса - это клиновидное отложение наносов, образованное у выпуклого берега и расположенное под углом к нему вниз по течению. Коса постепенно уходит под воду, вдаваясь в русло реки на значительное ра­стояние. Она образуется из крупных заструг в результате их постепенного роста.


Заманиха - большая заструга, далеко уходящая в русло и имеющая крутой тыловой скат. Встречается на глубоких участках реки и опасна для судов, идущих по тиховоду возле песков.
Побочень - это гребневая часть крупной гряды, пересекающей или далеко вдающейся в русло. Обычно эта часть у вогнутого берега в половодье затоплена, а в межень обсыхает.
Шалыга - небольшая отдельно лежащая песчаная отмель-бугор. Образуется на судовом ходу или перекатах с легко подвижными наносами, а также за затонувшими крупногабаритными предметами или за сидящими на мели судами. После подъема предмета или снятия судна с мели шалыга размывается.


Глинистые и каменистые (неразмываемые) образования:
Печина - глинистый выступ у высокого берега. Образуется в результате размыва берега при наличии глинистой породы. Вода разрушает рыхлый берег и размывает вокруг глины песок, ил или другой грунт. Если границы участка с глинистым дном ограничены, то после размыва грунта вокруг этого участка, печина может оказаться в отдалении от подмытого берега и превратиться в глинистый подводный осередок, представляющий опасность для судоходства. 

                                 
Высыпка - твердая отмель, образованная выносами мелкой гальки или камней.
Гряда - большое скопление камней в русле, либо каменистая коса. Течение на грядах довольно быстрое, а судовой ход - извилистый и узкий.
Огрудок - небольшое обособленное скопление камней, расположенное недалеко от берега.
Одинец - одиночный камень больших размеров в русле реки. Одинец, представляющий для судоходства опасность, ограждается навигационными знаками.
Опечки - небольшие подводные галечные отмели в виде бугров, характерные для рек, протекающих в каменистых грунтах.
Лещадь (дресва) - небольшая подводная галечная отмель, вытянувшаяся вдоль русла реки с каменистым грунтом.
 Пороги - каменистые участки русла с большим уклоном. Течение на порогах достигает скорости 18 км/ч, судовой ход имеет небольшие глубины, извилист и стеснен камнями.
Перекаты
Перекаты - это устойчивое скопление наносов, отложенных по ширине русла. Для перекатов характерно местное уменьшение глубины, а в межень - подпор воды на вышележащем участке - плесе. Перекаты являются основным препятствием для движения речных судов. 


Основными элементами переката являются (рис. 148-150):
верхняя и нижняя плесовые лощины - участки плесов, по которым проходит судовой ход;
косы (побочни) - верхняя и нижняя;
седловина - вал из наносов, соединяющий верхнюю и нижнюю косы;
корыто - наиболее глубокая часть седловины, по которой проходит судовой ход;
напорный скат - верхняя пологая часть седловины;
подвалье - низовая, более крутая часть седловины;
гребень - верхняя кромка подвалья, наиболее мелководная часть переката.
Во время половодий и паводков направление течения на перекате и на плесах расположено параллельно берегам долины реки, скорость течения на перекате уменьшается.
В межень направление течения во многом зависит от формы подвалья, если перекат имеет ровное подвалье, то свальное течение, как правило, отсутствует и наоборот.
Перекаты постоянно передвигаются вниз по течению со скоростями, зависящими от уклона поверхности воды, размеров переносимых частиц грунта и т.д. В среднем течении крупных равнинных рек сдвиг перекатов может достигать до 100 метров в год.
 

http://www.boatyard.ru/html/3-3_files/image002.jpg
 
http://www.boatyard.ru/html/3-3_files/image004.jpghttp://www.boatyard.ru/html/3-3_files/image006.jpg
 

Для безопасной проводки судна через перекаты основное условие заключается в том, чтобы судно было поставлено параллельно направлению струй течения. Кроме того, при подходе к гребню необходимо уменьшить скорость хода, так как при большой скорости, вытесненная корпусом вода, ударяясь о гребень переката и отражаясь от него, ударяется в подводную часть судна и вызывает изменение его направления движения (рыскливость).
Судоводитель должен знать, что на отдельных участках реки в районах переката течение реки может резко менять свое направление, иногда почти в обратную сторону, а наличие неровностей дна стесняет водный поток и изменяет внешний вид поверхности воды. При наличии большого камня на небольшой глубине, вода стремится обойти препятствие со всех сторон. Часть воды будет обтекать камень, а другая часть поднимется над камнем, в связи с этим над самим препятствием повышенная поверхность потока будет гладкая, а пониженная - неровная (рябь).
Определение подводных опасностей судоводителем производится либо с помощь наметки, либо по внешнему виду поверхности воды.
 

По степени трудности судовождения перекаты можно разделить на две группы:
1. Незатруднителъные перекаты - перекаты без развитой затонной части с ровным подвальем, прямым судовым ходом, достаточной глубиной и шириной хода для больших судов.
На таких перекатах течение ровное, без майданов и суводей, свальные течения незначительны. Расхождение и обгон на этих перекатах могут производиться только на маломерных судах с соблюде­нием правил, обеспечивающих безопасность плавания.
2. Затруднительные перекаты  перекаты с развитой затонной частью, перекаты-россыпи и групповые перекаты. Для такого переката характерны: извилистое корыто, небольшие глубина и ширина судового хода, свальные или затяжные течения. Расхождение и обгон на затруднительных перекатах для судов любых водоизмещении запрещены.
 

Искусственные препятствия.
 К искусственным навигационным препятствиям относятся:
Запруда - гидротехническое сооружение, перегораживающее несудоходный рукав реки от берега до острова. Во время повышенных уровней воды запруда может уходить под воду и представлять опасность для маломерных судов.
Дамба - сооружение, расположенное параллельно берегу или под небольшим углом к нему. Дамба направляет поток воды вдоль судового хода и предохраняет берег от размывания.
Плотина - гидротехническое сооружение, перегораживающее реку по всей ее ширине. На судоходных реках для пропуска судов плотины оборудуются шлюзами.
Мост. Мосты ограничивают габариты судового хода, изменяют скорость и направление течения, что необходимо учитывать при проходе мостов на маломерных судах. Особую опасность для судовождения представляют скрытые под водой остатки разрушенных мостов.
 

Случайные опасности: 
К случайным опасностям относятся: затонувшие суда, лодки, грузы, утерянные якоря, камни-одинцы и т.п.Как правило, случайные опасности ограждаются навигационными знаками.
Для маломерных судов, движущихся на больших скоростях, опасность представляют также бревна-топляки, дрейфующие куски торфа, фунта с растительностью и иные плавающие предметы.
 

Водохранилища и озера
Водохранилище - это водоем, созданный с помощью плотины для хранения воды и регулирования стока. Водохранилище создается путем перекрытия русла реки плотиной. Котловиной водохранилища может быть участок долины реки или озера. Размеры водохранилища зависят от рельефа долины, дальности распространения подпора и вида регулирования стока.
Сток - количество воды, протекающее за определенный период времени (сутки, неделя,.... год).
Регулирование стока - это перераспределение во времени объема стока в целях предотвращения наводнений и обеспечения планомерного использования водных ресурсов.
Регулирование стока имеет отношение и к обеспечению судоходства. Оно уменьшает весенний подъем уровня и повышает меженный уровень воды, увеличивая глубину в маловодные периоды навигации.
К отрицательным сторонам образования водохранилищ следует отнести: сильные волнения; попуски воды вызывают колебания уровней с переформированием русла в нижнем бьефе; значительное влияние на окружающую среду и воспроизводство рыбных запасов.
Для укрытия судов от сильного шторма на водохранилищах имеются искусственные или естественные порты-убежища, сведения о которых даются в специальной лоции.
Рядом с плотиной создается аванпорт - участок берега с прилегающей акваторией, которые искусственно защищены от ветра и волнения. Аванпорт располагается, как правило, перед входом в шлюзы и используется для проведения грузовых операций, укрытия судов от шторма и ожидания шлюзования.
Для водохранилищ и озер характерны следующие колебания уровней воды:
Нагонно-сгонмые колебания уровней. Во время ветра у наветренного берега уровень воды поднимается, однако из-за разных высот уровней противоположных берегов на глубине образуется обратное нагонному (поверхностному) течению - компенсационное течение. Нагон продолжается до тех пор, пока разность в уровнях не увеличит скорость компенсационного течения до скорости нагонного. На глубоких водоемах нагон воды меньше, чем на мелководных, т.к. при большой глубине сопротивление дна компенсационному течению значительно меньше,чем на мелководье.

При плавании вблизи берегов водохранилища или озера во время ветра судоводителю следует учитывать влияние на глубину нагонов и стонов воды.
Сейши - это колебательные движения массы воды, возникающие при резких изменениях атмосферного давления, либо силы и направления ветра, а также при прохождении грозы. Указанные явления способны раскачать массу воды, которая стремится возвратиться в прежнее положение равновесия и приходит в ко­лебательное движение. Периоды колебаний сейш составляют от нескольких минут до нескольких часов. Высота сейш измеряется от нескольких сантиметров до метра.
Тягуны - это резонансные волновые колебания воды в портах, бухтах и гаванях (соединенных узким проходом с морем, озером), вызывающие циклические горизонтальные движения судов, стоящих у причалов. Внешними силами, образующими такие колебания воды, являются внутренние волны во время шторма в море, озере, на водохранилище, либо послештормовая зыбь или барические волны, возникающие при быстром и значительном изменении атмосферного давления.
Тягуны  воздействуют на суда неодинаково и сила их действия зависит от многих факторов: от местонахождения судна, его размеров, места крепления швартовов и т.д.. При этом бывает так, что из двух рядом стоящих у причала судов, одно из них будет испытывать очень сильные горизонтальные или вертикальные резонансные перемещения, а на другое тягун не будет воздействовать.
Судоводителю следует знать особенности тягунов в данном порту, период колебания воды на акватории и особенности поведения своего судна при тягуне, чтобы не допустить его повреждений.
Навигационные опасности на водохранилищах и озерах
К навигационным опасностям на водохранилищах относятся:
Береговая отмель - мель, начинающаяся непосредственно от береговой черты и образованная в резуль­тате отложения наносов при разрушении берегов.
Затопленный лес. Ложа водохранилищ в ряде районов до затоплений были покрыты лесом. Несмотря на то, что деревья должны вырубаться, это как правило, вне судового хода не делается. Кроме того, при обвале берегов, поросших лесом, водохранилище засоряется древесиной и корнями. В связи с этим судоводители при плавании по водохранилищу должны учитывать возможность наличия этой опасности.
Плавающий торф. В первые годы после образования водохранилища можно наблюдать на поверхности воды целые массивы всплывшего торфа. Они достигают площади в несколько гектар и толщины до нескольких метров. При плавании в недавно образованном водохранилище нужно быть предельно внимательным, чтобы не столкнуться с торфяным островом.
Растительные заросли. Прибрежные районы часто зарастают камышом и тростником, что создает препятствие для плавания на маломерных судах.
К навигационным опасностям на водохранилищах также следует отнести и некоторые навигационные препятствия, характерные для рек: остатки сооружений; косы и другие наносы в устьях впадающих рек; мели на поймах и извилистый судовой ход (если ход проходит по старому руслу); понижение уровня воды при сгонных ветрах; колебания уровня воды
Перечень опасностей на озерах мало чем отличается от опасностей, которые характерны для прибрежных морских районов. Основными опасностями на озерах являются: береговые отмели и косы; банки; мелководья; камни; заросли растительности возле берегов; затопленные суда и др. предметы.
Каналы и шлюзы
Каналы. Канал - это искусственный водовод с руслом в земляной выемке (насыпи), предназначенный для судоходства. По своему назначению каналы могут быть соединительные, обходные и подходные.
Соединительные каналы предназначены для соединения водным путем либо рек разных бассейнов, либо рек, озер и морей. Как правило, такие каналы имеют шлюзы.

Обходные каналы служат для обхода крупных озер, на которых плавание судов во время сильных штормов опасно, порожистых участков рек, а также центральных частей больших городов и т.п..
Подходные каналы обеспечивают подход судов к шлюзам, портам, промышленным предприятиям и населенным пунктам.
По способу питания каналы делятся на самотечные и с искусственным питанием.
Самотечные каналы заполняются и питаются водой непосредственно из реки и озера. Вода при этом поступает в канал самостоятельно (самотеком).
Каналы с искусственным питанием обеспечиваются водой из источника при помощи насосов, путем накачки ее в водоразделительный бьеф, откуда вода в русло канала поступает самотеком.
К основным гидротехническим сооружениям, необходимым для эксплуатации канала, относятся ава­рийные ворота, водосбросы, водоспуски и шлюзы.
Аварийные ворота служат для выключения отдельных участков канала в случае аварии или для ремонта.
Аварийные водосбросы предназначены для сброса воды из канала в случае его переполнения.
Водоспуски предусмотрены для опорожнения (осушения) канала через специальные трубы, закладыва­емые в дамбы ниже уровня воды.
Шлюзы. 
Шлюз - это гидротехническое сооружение для перемещения судов с одного уровня воды на другой (рис. 152).
Акватория выше шлюза называется верхним бьефом, ниже шлюза - нижним бьефом. Разность уровней воды этих бьефов называется подпорным уровнем воды.
Принципиальная схема для шлюзов (рис. 151) практически одинакова с небольшими отличиями. Наполнение и опорожнение камеры водой происходит самотеком при помощи специальных водопроводных устройств (каналов). Во время наполнения (опорожнения) камеры ворота шлюза закрыты. При открытии ворот они заподлицо входят в специальные ниши - шкафы.
http://www.boatyard.ru/html/3-3_files/image008.jpgПорог, к которому примыкают ворота, называется королем. Глубина в шлюзе отсчитывается от короля. Продольные стенки камеры шлюза устраиваются вертикальными или откосными. Причальные устройства в камерах могут быть неподвижными или подвижными.
К неподвижным причальным устройствам относятся тумбы и рымы.
За тумбу судно швартуется канатом, путем надевания на него огона. По мере наполнения камеры канат подбирают, а при опорожнении - протравливают.
Неподвижные рымы предназначены для того, чтобы швартовные канаты без натяжения перекладывать с рыма на рым. Расстояние по вертикали между рымами не более 1,5 метра.
При больших напорах воды на стенках устанавливаются подвижные устройства - плавучие рымы.
http://www.boatyard.ru/html/3-3_files/image010.jpg

Плавучий рым - это большой цилиндрический поплавок, который поднимается и опускается вместе с уровнем воды в специальной шахте. В верхней части поплавка имеется крюк, за который и швартуются суда.
Шлюзы бывают однокамерные и многокамерные, в зависимости от величины подпорного уровня воды. Шлюзы имеются не только в каналах, но и на реках.
 

 
Морские устья рек
Устья крупных рек, впадающих в моря, находятся на стыке речных и морских путей. Как правило, в устьях строятся большие морские и речные порты.
Морские устья рек подразделяются на четыре вида:
1. Дельта реки - устьевой участок, в пределах которого река делится на водотоки. Дельты образуются в течение столетий путем заполнения наносами котловин морских заливов или затопления территории в результате геологических процессов. Обычно дельты низменны, болотисты и покрыты растительностью.
Из-за малых глубин, узости и изменения фарватера судовождение в дельтах затруднено.
2. Губа - это устье в виде морского залива, имеющего значительные длину, ширину и большие глубины, которые способствуют безопасному судоходству
Губы имеют очертания продолговатой формы, вода в них опресненная. На стыке реки и начала губы образуется дельтовидный участок.
3. Устьевой лиман - часть устьевого взморья в виде залива, который отделен косой и является проточным водоемом.                                                        .
4. Эстуарий - часть устьевого взморья в виде глубоко вдающегося в сушу залива. Образуются эстуарии в результате отливов, которыми в море уносятся наносы. Обычно эстуарии имеют большие глубины, обес­печивающие плавание больших морских судов.
Река выносит в море большое количество песчаных наносов, которые в спокойной воде оседают на морское дно. Во время волнений и штормовой погоды эти наносы перемещаются в обратном направлении и образуют в устье реки подводный песчаный вал - бар.
Устьевой бар - подводные отмели, образовавшиеся на устьевом взморье в результате осаждения наносов реки и моря. Эти отмели могут располагаться либо в месте впадания реки в море - речной устьевой бар, либо в месте стыка речного и морского течений - морской стыковой бар.
Бар отгораживает устье от моря. Во время волнений и приливов гребень бара наращивается, и глубина над ним уменьшается. Река, проходящая через бар, разделяется на протоки, одни из которых развиваются, а другие отмирают. В результате бар делится на острова.
Для морских прибрежных районов характерны следующие береговые образования:
Морское побережье - полоса суши, примыкающая к морю. По причинам геологического характера, а также в результате воздействия волн, течений, льдов, ветра, осадков, колебаний температурного режима и других гидрометеорологических явлений, рельеф побережья постоянно меняется.
Лагуна - акватория (небольшой и неглубокий залив), отделенная от моря. сплошной наносной полосой (косой, баром, пересыпью) или сообщающаяся с ним узкой протокой - гирлом.
Гирла - рукав или протока в дельте реки, впадающий в море.
Бухта - небольшой залив, защищенный от волнений береговыми мысами, выступающими в море. 
Пересыпь - скопление наносов в устье лиманов, узких бухтах или лагунах. Пересыпь может полностью перекрывать вход в лагуну, бухту или лиман или иметь узкую протоку, соединяющую залив или лиман с морем.
Стрелка - скопление наносов, вытянутое вдоль берега на большое расстояние (иногда на сотни километров).

Коса -намываемая полоса суши из песка, гальки, мелкого ракушечника, выступающая в море.
Лайда - низменный берег с большой песчаной прибрежной отмелью. Протяженность лайды иногда достигает десятков километров с шириной от 300 м до 2-3 км. Лайда обнажается только при самых низких уровнях воды.
Шхеры - прибрежный район с большим количеством небольших островов, скал и камней. 
 

Основными навигационными опасностями в морских устьях рек являются:
Бар.
Мелководье - обширное неглубокое пространство.
Мель - участок дна с глубиной 10 м и менее.
Отмель - мель, примыкающая к берегу.                           
Банка - отдельно лежащая мель.
Риф - подводная или осыхающая отмель или банка с твердым грунтом. Рифом является и скала на мелководье, находящаяся чуть выше уровня моря. Скала образуется либо в результате разрушения скалистого берега, либо в результате отложения кораллового известняка.
Камни. Могут быть подводными, надводными и выступающими во время низких уровней воды.
На некоторых реках, впадающих в моря, наблюдаются приливы. Приливные волны распространяются по рекам вверх по течению.
Судоводителям при плавании в морских устьях рек и у морских побережий необходимо знать и учитывать изменение уровней воды и своеобразие приливных течений на этих участках. Сведения о приливах публикуются в специальных навигационных пособиях; а расчеты производятся судоводителями по ежегодным таблицам приливов. Особое внимание во время плавания необходимо уделять действию приливных течений в узкостях, где эти течения достигают больших скоростей по сравнению с открытым морем.
Сильные приливно-отливные течения при выходе из проливов создают водовороты, встречные течения и толчею воды с образованием пены. Это явление называется сулои.
Сулои - крутые волны со взбросами и водовороты, возникающие, как правило, в узкостях с сильным приливным течением.
Сулои образуется либо при взаимодействии двух встречных водных потоков (рис. 153, а), либо в результате выхода потока на мелководье (рис. 153, б).
Сулои опасны для плавания. Попавшие в сулои суда, испытывают беспорядочную качку и рыскливость. Судоводителям маломерных судов следует избегать попадания в зону действия сильных сулои, т.к. это может привести к гибели катера или моторной лодки.
Водовороты образуются в прибрежной полосе моря со сложным рельефом дна, извилистым очертанием берега и определенным сочетанием направлений приливных течений.
Водовороты так же, как и сулои, представляют серьезную опасность для маломерных судов.
Понятие о навигационных картах
Навигационная карта - это изображение определенного участка внутреннего водного пути и прилегающей к нему полосы берега, составленное на основе гидрографических работ. Карты, как правило, издаются альбомом, в начале которого расположен сборный лист.
Сборный лист содержит схему участка, на который составлены и имеются в данном альбоме навигационные карты. Здесь же расположен лист условных обозначений. Эти обозначения использованы для нанесения на карту меженного судового хода, глубин, знаков навигационного оборудования, препятствий, ориентиров, иаселенных пунктов и т.п
Наиболее опасные для судовождения участки водного пути изображаются в более крупном масштабе.
 

http://www.boatyard.ru/html/3-3_files/image012.jpg

 

Обычно масштабность карты внутренних водных путей колеблется от 1:10000 до 1:100000. Издание карт осуществляется типографским способом. Карты могут быть одно- или многоцветными. Прокладка на картах внутренних водных путей во время плавания не ведется. При изменении навигационных данных на карте делается корректировка.
Для плавания по крупным озерам, водохранилищам и в устьях больших рек, впадающих в моря, издаются навигационные морские карты. При этом следует иметь ввиду, что большая часть этих карт издается не в меркаторской .проекции, как это принято для морских карт, а в прямоугольных координатах.              
Специальная лоция
Изучение специальной лоции включает в себя ознакомление при помощи навигационных пособий с районом плавания (расположение судового хода, навигационная обстановка и оборудование, глубины, препятствия, ориентиры и т.д.) с последующим закреплением полученных сведений на практике.
На детальное изучение специальной лоции судоводителям требуются годы.
К навигационным пособиям, используемым для изучения спецлоции, относятся: карты, атласы, схемы, лоции, описания участков и портов-убежищ, рекомендации по выбору безопасного курса судна, извещения судоводителям, учебные кинофильмы, графики колебаний уровней воды в нижних бьефах ГЭС, местные (бассейновые) правила плавания, информационные сообщения (путевые листки, извещения, радиобюллетени).
Большинство судоводителей маломерных судов не имеют возможности воспользоваться всеми перечисленными пособиями. Поэтому начинающим судоводителям, которые еще не изучили на практике район плавания, после получения необходимого объема знаний по общей лоции, правилам плавания и нави­гационной обстановке, полезно воспользоваться следующими рекомендациями.
1. Изучение навигационной карты. При изучении карты прежде всего следует внимательно ознакомиться с ее заголовком, введением, примечаниями, масштабом, характером рельефа дна, ограждением опасностей и запомнить наиболее часто встречающиеся условные обозначения.
Путем беглого обзора производится ознакомление со всем участком плавания. Затем запоминаются все особенности русла, расположение всех населенных пунктов, искусственных сооружений и другие важные сведения.
Судовой ход изучается с детальным запоминанием его положения, навигационными знаками и приметами. Одновременно изучаются характеристика перекатов, направления течений, рекомендации судоводителям. Изучая карту, предпочтительно иметь и лоцию на данный район плавания, это дает возможность получить более полные сведения.
2. Применение навигационной карты. Во время плавания судоводитель должен уметь правильно ориентироваться по карте. Во-первых, карту на судне нужно располагать так, чтобы направление русла на карте совпадало с направлением на местности.
Ориентирование ведется сопоставлением характерных примет на местности и на карте. Местонахождение судна производится при помощи ориентиров.
При определении места судна необходимо научиться глазомерно определять на каком расстоянии от берега находится судовой ход и как фактически в данный момент располагается судно.
Весь участок (путь) плавания следует разделить на несколько условных отрезков, каждый из которых должен заканчиваться характерным ориентиром (приметой). Дойдя до этого ориентира, необходимо быстро и внимательно просмотреть и запомнить следующий отрезок пути.
3. Ориентирование по естественным и искусственным приметам. Естественными приметами могут служить отдельные деревья, группы деревьев, плечи Яров, рынки гор, осередки, острова, устья притоков и др.
К искусственным приметам относятся: населенные пункты, отдельные здания, сооружения, постройки, трубы предприятий, мосты, водозаборные сооружения, мачты и т.п..
Общим правилом для судоводителей является то, что при ориентировании необходимо использовать во взаимосвязи как естественные, так и искусственные приметы, а также их взаимозаменяемость и кон­троль другими способами (приметами).
При пользовании естественными приметами следует учитывать, что во время половодья большие площади долины реки и яры залиты водой, поэтому большинство меженных ориентиров для судоводителя недоступны. Для безошибочной ориентировки полезно не только запоминать весенние и меженные ориентиры, но и делать соответствующие зарисовки и пометки на карте или в специальной тетради, которые в дальнейшем помогут судоводителю правильно сориентироваться во время плавания.
Чаще всего естественные ориентиры используются как створы. Для судоводителей катеров и моторных лодок ориентироваться по естественным створам чаще всего приходится на реках (озерах), где отсутствует навигационная обстановка.
На рис. 154 изображен вариант прохода на малом катере по руслу реки с использованием естественных створов.
На представленном рисунке схематично показано, что судоводитель из точки А следует на катере по линии, соединяющей два приметных и отстоящих друг от друга на расстоянии дерева. В точке Б катер ложится на курс таким образом, чтобы нос судна был направлен на оконечность выступающего приметного мыса, а строго по корме находилось приметное (одиночное) дерево. При этом катер находится на линии, соединяющей указанные приметы. Когда с левого борта под прямым углом к курсу (на траверзе) будет находиться большой валун, а справа - левый берег впадающего в реку ручья (точка В), катер направляется курсом на центр небольшого острова и в точке Г на траверзе ранее упомянутого мыса, поворачивает вправо так, чтобы находящиеся по корме приметный одиночный камень (ближний ориентир) и валун были на одной линии (в створе).
Примерно по этому сценарию действуют судоводители маломерных судов на водных объектах, не имеющих навигационной обстановки. При этом ориентиры (приметы) и курсы относительно их выбираются судоводителем на практике для различных уровней воды в процессе самостоятельного плавания и сведений, получаемых от других знающих данный участок судоводителей.
4. Ориентирование по водной поверхности. Вид водной поверхности зависит от слоя воды, течения, рельефа дна, освещения, ветра и колебаний уровня воды.
На прямых участках реки стрежень располагается посредине русла, переваливая на изгибах от одного берега к другому. На плесах стрежень проходит вблизи вогнутого берега, а на перекатах - по его корыту. Затопленные кусты, которые вибрируют в воде, указывают на наличие течения в этом месте. Если от стоящих в воде столбов, свай, мостовых опор отходят в стороны "усы" волн, то это также указывает на наличие течения. При этом, чем выше скорость течения, тем острее угол "усов" и больше высота волн.
 

http://www.boatyard.ru/html/3-3_files/image014.jpg
 

У рек с быстрым течением и на глубоких местах с темной поверхностью стрежень выделяется в виде светлой разрозненной полосы. Признаками стрежня могут служить также светлые, сплошные или разрозненные полосы пены или слегка волнистая по сравнению с мелководьем поверхность воды.
На реках с тихим течением стрежень не имеет ярко выраженных примет.
У рек на мелких местах с быстрым течением вода бурлит, переливаясь через гребни, а с тихим течением вода имеет гладкую поверхность.
В тихую погоду на мелководье вода светлая, а когда отмель находится против Солнца, то поверхность имеет зеркальный блеск. Если отмель или коса песчаные, то при волнении вода над ними приобретает желтоватый оттенок.
Размеры волн на малых глубинах значительно меньше, чем на глубине.
Границу между глубоким и мелким местом можно определить по волнистой полосе темного цвета - рубцу. При сильном волнении на рубце волна крупная, неровная, с белыми гребнями и всплесками. Очень хорошо рубец вырисовывается на поверхности с наветренной стороны мелководья. Следует знать, что если мель (коса) вытянута вдоль течения, то рубца даже при большом волнении может и не быть, но если коса расположена под большим углом к стрежню, то на ней создается хорошо видимый рубец, то течение, встречая преграду, дополнительно укрупняет ветровую волну.
Тиховоды можно определить по светлой и гладкой поверхности воды и полоске пены, которая образуется на границе быстрого и тихого течений.
На корыте перекатов поверхность воды сглаживается до самого подвалья. За подвальем поверхность волнистая, что указывает на увеличение глубин. Во время сильного ветра на подвалье наблюдается четко выраженный рубец из больших и крутых волн, если под подвальем течение слабое, то наблюдается толчея.
На майданах поверхность воды темная, неровная, с мелкими и крутыми волнами, а также с небольшими воронками.
У суводей наблюдается вращательное движение воды, как правило, с крупными отдельными водоворотами и плавающим (вращающимся) мусором,
Над отдельными яодводными препятствиями наблюдаются завихрения, которые образует вода переливаясь через препятствие.
5. Ориентирование по глубинам и характеру грунта. На маломерных судах глубина измеряется специальным шестом с делениями, который называется наметкой. При отсутствии наметки на небольших глубинах можно использоватьвесло.
Характер грунта определяется прощупыванием дна наметкой (веслом). В местах со слабым течением, особенно у выпуклых берегов, в тиховодах и под косами, дно, как правило, состоит из плотного песка. Рыхлый песок характерен для мест возле стрежня и с быстрым течением. Илистое дно чаще всего наблюдается в местах без течения, где возможно оседание мелких частиц наносов. Каменистое и твердое дно характерно для мест, расположенных возле неразмываемых подводных препятствий.
6. Ориентирование по характеру растительности. Это-ориентирование судоводителями маломерных судов чаще всего применяется при плавании по несудоходным водоемам, а также вблизи береговой черты судоходных рек и водохранилищ. Принцип ориентирования заключен в том, что для различных водных растений, которые судоводитель наблюдает на водной поверхности, характерны свои глубины.
Так, известные всем осока и стрелолист, являясь прибрежными растениями, растут на глубине, не превышающей 1 метра, камыш - до 3 м, а кувашнки и водные лилии - до 4 м.
По стрежню небольшихрек растительность, как правило, отсутствует, а на перекатах растительности много там, где от берега начинаются косы.
При ориентировании по растительности необходимо учитывать возможные изменения уровня воды, а также воздействие ветра и волнения.
7. Ориентирование в ночное время. Плавание на маломерных судах ночью без хорошего знания специальной лоции данного района чрезвычайно опасно, т.к. ориентироваться по естественным приметам в ночное время либо вообще невозможно, либо очень трудно из-за сильного искажения силуэтов ориентиров.
В связи с этим даже опытные судоводители без особой необходимости не выходят ночью в плавание. Но если все-таки обстоятельства вынуждают сделать переход на катере или моторной лодке, то следует учесть следующее:
перед выходом в ночное плавание судоводителю рекомендуется в течение 10-15 минут побыть в полной темноте для адаптации глаз;
не нужно смотреть на яркие огни, зажигать спички на уровне глаз, надолго включать фару или прожектор;
в ночное время глаза не различают цвета объектов, поэтому все ориентиры наблюдаются с белесоватым оттенком, при этом синие и зеленые предметы по сравнению с красными и оранжевыми видятся более светлыми;
при яркой луне вода по цвету сливается с прибрежным песком, что затрудняет определить ее урез. Высокие берега отбрасывают на водную поверхность длинные тени, которые создают обманчивое впечатление о близости берега;
чаще всего глубокие места ночью темнее, чем мелкие, однако, имеют место случаи, когда поверхность воды над отмелью более темного оттенка по сравнению с глубоким местом.
Ориентирование ночью по навигационным огням и ходовым огням судов осуществляется судоводителем с использованием знаний судоходной обстановки и Правил плавания по внутренним водным путям.

 

Тесты для самопроверки

Тест1

Тест 2

Электронные учебники

Учебник спасателя

Электронная версия учебника спасателя коллектива авторов С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., под общей редакцией Воробьева Ю.Л.), изданного МЧС России

Электронная версия учебника судоводителя любителяЭлектронная версия учебника судоводителя любителя (Б.Карлов, В. Певзнер, П. Слепенков (Управление маломерными судами)

"Энциклопедия безопасности"

Авторы энциклопедии: Громов В.И. Васильев Г.А.

АИС ГИМС МЧС России

АИС ГИМС МЧС России

http://gims.kbor.ru

Проект поддержки АИС ГИМС МЧС России

Погода в Ярославле

Погода на Волге и Рыбинском водохранилище

Серверы прогнозов погоды

Долгосрочный прогноз погоды. Описание народных примет

Противодействие коррупции, контакты

О противодействии коррупции

Контактные телефоны подразделений ГИМС

Задать вопрос начальнику ГУ

Обсудить на форуме ГИМС

Отправить письмо Президенту РФ

 Книга Памяти

Бесплатная отправка SMS

Войти в рубку

Логин:

Пароль:


(что это)

Гостевая Книга - задать вопрос, оставить запись

Карта сайта

Информационный интернет-телеканал

 МЧС-112-ТВ

Открыть "Вестник МЧС России"

Спасатель МЧС России

Российский морской регистр судоходства

 


Рейтинг - яхты и катера Яндекс цитирования Рейтинг сайтов Ярославля Yarland.ru - Весь город здесь!Официальный сайт Администрации Ярославской области

© 2007-2013 Отдел ГИМС Главного управления МЧС России по Ярославской области. Все права защищены.

WWW http://www.gimsyaroslavl.narod.ru, E-mail: tcmp@adm.yar.ru, телефон (4852)79-09-62

Идея создания, дизайн и администрирование сайта: Полтавский Виктор Алексеевич