|
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Глава I . ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ § 1. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ УДОСТОВЕРЕНИЯ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ МАЛОМЕРНЫМ МОТОРНЫМ СУДНОМ (*О порядке проведения аттестации на право управления маломерными судами. Новые правила) В соответствии с существующими в СССР положениями для управления катером, яхтой, шлюпкой и лодкой с механическими двигателями любой мощности и водоизмещения независимо от района плавания необходимо иметь удостоверение на право управления маломерным судном. В удостоверении записывается обязательно мощность, а подчас водоизмещение или парусность судна, которым может управлять судоводитель, или то и другое; указывается район плавания, где судоводитель может управлять судном (название реки, ее участка или района внутренних водных путей, в соответствии с установленной классификацией или по географическим пунктам, район порта или удаленность от определенных пунктов берега и баз и т. д.). Удостоверение на право управления маломерным судном выдается после сдачи экзаменов в квалификационных комиссиях, создаваемых в порядке, устанавливаемом законодательствами союзных республик. В таких комиссиях принимаются экзамены на право управления маломерными судами, не подлежащими техническому освидетельствованию Регистром на годность к плаванию. К экзаменам на право получения удостоверения судоводителя-любителя допускаются лица не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья управлять маломерным судном и умеющие плавать. Членам детских водомоторных и парусных спортивных секций в отдельных случаях разрешается сдача экзаменов с 16 лет. Экзамены сдаются в зависимости от района будущего плавания судна. Для плавания в прибрежных зонах морей, а также на внутренних судоходных путях разряда М необходимо сдать экзамены по морской лоции, навигации, навигационным приборам, основам метеорологии, судовой практике (с основами теории и устройства судна), а также по «Правилам для предупреждения столкновения судов в море» (ППСС). Для плавания на внутренних судоходных путях разрядов О экзамены сдаются по тем же дисциплинам, в том же объеме, но вместо «Правил для предупреждения столкновения судов на море» и морской лоции надо держать экзамены по «Правилам плавания по внутренним судоходным путям» и речной лоции. На внутренних судоходных путях разрядов Р и Л вместо навигации, навигационных приборов сдается экзамен по речной лоции и «Правилам плавания по внутренним судоходным путям». Теоретический экзамен по судовой практике сдается в зависимости от района, где судно должно плавать: море, река, озеро, искусственные судоходные пути, соответственно условиям плавания по разряду внутренних судоходных путей. Квалификационные комиссии могут изменять требования к экзаменующимся, увеличивая конкретно объем программы по отдельным темам дисциплин, так как специфика плавания в разных местах различна. Если предстоит смешанное плавание по внутренним судоходным путям и по морю, судоводитель-профессионал должен иметь два свидетельства на право управления — морское и речное или к одному из свидетельств выдается вкладыш, заменяющий другое свидетельство. Лица, которые экзаменуются в квалификационных комиссиях для получения удостоверения на право управления маломерным судном, представляют в комиссию: 1. Две фотокарточки паспортного образца. 2. Справку о медицинском осмотре на предмет годности управлять маломерным судном. Срок годности справки — 2 месяца со дня получения. 3. Сведения о плавательном стаже, если он имеется. 4. Справка об окончании судоводительских курсов. Комиссия может затребовать документы о приписке, мощности, водоизмещении маломерного судна, которым судоводитель должен управлять, и другие документы, в том числе судовые. При явке на экзамен в квалификационную комиссию нужно иметь паспорт или документ, заменяющий его. § 2. ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР И РЕГИСТРАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ Маломерными судами на морях и реках называют мотолодки, яхты, гребные шлюпки, катера, боты, в том числе и всевозможные мелкие суда, имеющие местные названия, не подпадающие под надзор Регистра СССР (на море) и Речного Регистра (на внутренних водных путях), а также другие суда, не эксплуатирующиеся на судоходных путях. Эти суда обычно предназначены для перевозки не более 12 человек, имеют, как правило, подвесные стационарные моторы. Это суда, принадлежащие в меньшей мере организациям, а в большинстве своем (более 90%)—лично гражданам. В соответствии со статьей 19 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР «В личной собственности граждан могут находиться суда валовой вместительностью не более 10 регистровых тонн, предназначенные для удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Суда, находящиеся в личной собственности граждан, не могут использоваться для извлечения нетрудовых доходов. Мощность двигателей, лично принадлежащих, может ограничиваться решениями исполкомов Советов депутатов трудящихся там, где это необходимо. Регистрируются и проходят ежегодное техническое освидетельствование на годность к плаванию все маломерные суда в порядке, устанавливаемом законодательствами союзных республик. На все вышеуказанные маломерные суда, не подпадающие под технический надзор Регистра СССР и Речного Регистра, после регистрации выдаются судовые билеты. Регистрация маломерных судов производится по месту постоянного жительства владельца судна или места нахождения организации. Для регистрации и получения судового билета нужны следующие документы: 1. Форменное заявление о регистрации. 2. Предъявляются юридические документы, подтверждающие право собственности на судно и его двигатель. 3. Если судно принадлежит организации, то необходимо иметь подтверждающее письмо организации с указанием места стоянки и ответственного за судно. При изменении владельца судна производится перерегистрация. При изменении постоянного места жительства владельца судна последнее вновь предъявляется для регистрации по новому месту жительства владельца с обязательным снятием его с учета на прежнем месте. Эти категорические требования по регистрации в одинаковой степени относятся и к тем индивидуальным владельцам, которые приобрели маломерные суда, но не поставили их на учет, не имеют удостоверения судоводителя на право управления ими. Маломерные суда регистрируются только на одного владельца. К форменному заявлению о постановке судна на учет прилагаются квитанции об уплате установленных сборов. Внесенному в Государственные судовые реестры или судовые книги маломерному судну присваивается номерной знак (регистрационный номер) в соответствии с записью в реестре. Судовладельцу выдается судовой билет с этим же номером. В РСФСР номер состоит из трех литер русского алфавита и четырех цифр. Например, МЛА-32-85. Первые два литера обозначают область, край, автономную республику, а третий литер — район, где судно базируется и зарегистрировано. Номер на маломерных судах в Российской Федерации наносится на бортах на расстоянии от 1/4 длины судна (от форштевня) и на транце. Буквы и цифры по высоте должны быть не менее 15 см и быть резко контрастными по отношению к цвету окраски корпуса. При стоянке и на любом режиме движения номер должен быть хорошо виден. Название судна и эмблема могут присваиваться владельцем и наноситься на борт судна в носовой части впереди номерного знака буквами, менее контрастными по цвету и меньшими по величине, чем номер: Другие надписи на борту судна наносить не разрешается. В некоторых союзных республиках, а. также в областях и краях Российской Федерации предусмотрен порядок, при котором вместе с судовым билетом выдается номерной знак. Технический надзор за судами, не относящимися к маломерным судам, осуществляется на море Регистром СССР, на внутренних путях — Речным Регистром. После постройки судна и проведения его испытаний Регистром выдается удостоверение на годность судна к плаванию (книга судовых документов). В выдаваемых судовых билетах и в удостоверениях на годность к плаванию записывается присвоенный судну класс, возможное расстояние удаления от берега или от укрытий, допустимое для судна волнение, на котором судно может плавать, указывается и район плавания. Нормируется и указывается мощность двигателя или тип его, количество моторов, которое может быть установлено на судне, записываются также основные размеры корпуса и номер его при заводском изготовлении, тип двигателя и номер его, наименьшая допустимая высота надводного борта, нормы снабжения, в том числе спасательными, противопожарными и другими принадлежностями, судовые устройства и оборудование, нормы пассажировместимости, грузоподъемность при различном волнении. Кроме технического освидетельствования, поднадзорные в техническом отношении Регистру суда регистрируются на внутренних водных путях в судовых реестрах судоходных инспекций, а плавающие на море — в судовых реестрах, хранящихся г. морских торговых портах. Судовые документы во время плавания всегда должны находиться на судне и храниться в легкодоступном сухом месте. На малых открытых судах их можно хранить в непромокаемом пакете. Каждое зарегистрированное судно, принадлежащее государственным организациям и советским гражданам, имеет право па плавание под флагом СССР. Суда государственных и общественных организаций могут нести присвоенный им вымпел или флаг. Эксплуатация маломерных судов, не поставленных на учет или не прошедших очередного ежегодного навигационного-технического освидетельствования на годность к плаванию, запрещается. При дальних и ближних туристских плаваниях-походах должна быть маршрутная книжка, выдаваемая маршрутно-квалификационными комиссиями туристских, водно-моторных, морских и других советов, клубов, секций.
|