Реализацию жизненно важных интересов в области защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера призвана осуществлять составная часть системы общественной безопасности России - Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации последствий ЧС. В настоящее время во всех республиках в составе России, краях и областях созданы ее территориальные подсистемы, а в министерствах и ведомствах - ведомственные и функциональные. Система постоянно развивается и совершенствуется. В 1990 г. в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий различных ЧС, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях был создан Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета. Позднее он был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а в 1991 г. - в Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). В систему ГКЧС России вошли: Штаб Гражданской обороны РСФСР, вся сеть штабов ГО, войска ГО и другие службы. Основными задачами ГКЧС России являлись: - обеспечение функционирования РСЧС; - руководство гражданской обороной; - создание и обеспечение готовности, необходимых для этого сил и средств. Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. N 66 на базе ГКЧС России было образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Министерству были переданы функции Госкомчернобыля России и Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ (КОПРОН). Штабы ГО были преобразованы в штабы по делам ГО и ЧС. Такое изменение названия отражало переориентацию деятельности штабов, прежде всего, на решение задач мирного времени. Главной задачей МЧС России является организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, повышение готовности органов управления и сил РСЧС к действиям при их ликвидации, а также на организацию защиты населения и территорий при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях в мирное время, от опасностей, возникающих при военных действиях, на профилактику работ по предупреждению несчастных случаев при различных ЧС.
К силам РСЧС относятся: - силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и ПСС, соединения и воинские части системы ГО; - аварийно-спасательные формирования(АСФ) министерств и ведомств РФ; - части и подразделения Государственной противопожарной службы МВД РФ; - специально подготовленные подразделения Вооруженных Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС; - учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф(ВСМК).
На силы МЧС России возлагаются следующие задачи: - ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, очагах заражения и районах катастрофических затоплений; - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по жизнеобеспечению пострадавшего населения; - обеспечение ввода формирований ГО в очаги поражения, зоны заражения и катастрофических затоплений; - участие в работах по локализации и ликвидации крупных природных пожаров; - проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники, сооружений и территорий; - проведение пиротехнических работ; - первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения и участие в мероприятиях по оказанию гуманитарной помощи; - участие в восстановительных работах на объектах жизнеобеспечения населения, аэродромах, дорогах, переправах и других важных инфраструктурах, в проведении эвакуационных мероприятий, выполнении задач территориальной обороны; - организация и осуществление мероприятий, направленных на повышение готовности населения к выполнению задач по защите от воздействия последствий аварий и катастроф техногенного характера и стихийных бедствий. В настоящее время МЧС России решаются и другие задачи в рамках Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям и Межгосударственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе: - подготовка и практическое проведение мероприятий в составе Корпуса сил Содружества Независимых Государств (СНГ) для ликвидации последствий ЧС (в соответствии с решением Глав Правительств стран - участников СНГ от 22.01.1993г.); - подготовка сводных мобильных отрядов для оказания помощи зарубежным странам в случае промышленных (ядерных) катастроф (по решению Третьей Международной конференции стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы по сотрудничеству в области защиты от природных и других катастроф); - создание Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования (по Постановлению Правительства РФ от 13.10.1995 г. N 1010); - обеспечение готовности аэромобильного отряда экспедиционных сил МЧС России для проведения гуманитарных операций за рубежом (соглашение между МЧС России и Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН); - обеспечение функционирования Международного центра подготовки спасателей.
Самым мобильным и высокоорганизованным звеном РСЧС является ПСС, основное назначение которой состоит в организации и оперативном проведении поисково-спасательных работ (ПСР) с целью оказания помощи пострадавшим. Согласно официальной статистике, в 1996 г. в МЧС России насчитывалось 1804 штатных, подготовленных и аттестованных спасателя, социально-правовой статус которых определяется Законом РФ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”.