Обрушение (разрушение)
зданий, сооружений и инженерных сетей в мирное
время обуславливается следующимипричинами:
- воздействием природных факторов, приводящих к
старению и коррозии материалов конструкций и
снижению их физико-механических характеристик:
воздушной среды, атмосферной влаги, грунтовых
вод, засоленных и просадочных грунтов,
отрицательной температуры воздуха, блуждающих
токов в грунте, биологических факторов,
вызывающих гниение древесины, и др.;
- стихийными бедствиями, вызывающим разрушение:
ураганами, бурями, смерчами, цунами, ливнями,
наводнениями, затоплениями, землетрясениями,
оползнями, селевыми потоками, снежными обвалами
и др.;
- проектно-производственными дефектами
сооружений и технических систем: ошибками при
изысканиях и проектировании, низким качеством
выполнения строительных работ или строительных
материалов и конструкций;
- воздействием технологических процессов на
материалы и конструкции: дополнительных
нагрузок, высоких температур, вибрации,
окислителей, парогазовых и жидких агрессивных
сред, минеральных масел и эмульсий;
- нарушением правил эксплуатации сооружений,
технических систем и возникающими в результате
этого пожарами, взрывами паров бензина,
химических веществ, газа, самовозгораниями муки
на мельничных комбинатах, пыли на зерновых
элеваторах и др.
Анализ
эксплуатации жилых зданий, являющихся основным
видом сооружений, показал, что наибольший
процент выхода их из строя в мирное время
определяется:
- нарушением правил эксплуатации'- 64%;
- низким качеством изысканий и ошибками при
проектировании - 17,5%;
- низким качеством производства строительных
работ - 15%;
- прочими причинами - 3,5%.
Разрушения и
повреждения объемных сооружений
подразделяются
на 8 основных видов, которые,
в свою очередь,
составляют 2 группы:
- повреждения сооружения в целом или изменение
положения относительно его основания (просадки,
наклоны, опрокидывания, смещения);
- повреждения отдельных конструкций сооружения
или их элементов (деформации, обрушения,
крушения).
В
зависимости от степени повреждения конструкции
разрушенных сооружений можно разбить на 3
следующие группы:
- конструкции, совершенно непригодные для
восстановления (такие конструкции расчленяются
на части и удаляются за пределы объекта);
- конструкции, которые могут быть восстановлены
после правки в демонтированном виде;
- конструкции, которые могут быть восстановлены
без демонтажа путем выправления, усиления или
замены отдельных поврежденных элементов.
Анализ
ряда крупных обрушений в строительстве,
происшедших за последние 40 лет (по данным
Министерства строительства РФ), показал, что основная
причина аварий - низкое качество выполнения строительно-монтажных
работ. Зачастую к авариям приводят также
нарушения правил монтажа металлических и
железобетонных конструкций, замена одних
конструкций и материалов другими, ввод здания
(сооружения) в эксплуатацию с крупными
недоделками, недостаточный запас прочности.
Внезапные обрушения
зданий и инженерных сооружений наносят большой
материальный ущерб, а в ряде случаев
сопровождаются человеческими жертвами.
- 25 июня 1980 г. - обрушился находившийся в аварийном
состоянии мост через р. Сараре (Венесуэла). В воде
оказались десятки автомобилей. Более 10 человек
погибло и пропало без вести. Причиной
случившегося стало отсутствие
постоянного контроля за состоянием моста и
экономия на своевременном ремонте.
-1981 г.-во время конкурса танцев произошло
обрушение двух подвесных переходных мостиков в
помещении отеля “Хайятт-Редженси” в г.
Канзас-Сити (США). Мостики имели слабые узлы
крепления.
- Февраль 1982 г. - в результате сильного шторма
обрушилась огромная буровая платформа “Оугин
Рейнджерс”, принадлежащая Канаде. При аварии
погибли 84 человека. Было установлено, что
металлические конструкции не выдержали
воздействия сил стихии из-за сильного износа.
- 7 марта 1983 г. - по причине грубейшего нарушения
проекта строительства обрушился десятиэтажный
жилой дом в г. Каире (Египет). Погибли 20 человек.
- Май 1985 г. - вследствие разрушения металлических
опор обрушилась крыша плавательного бассейна в
пригороде г. Цюриха (Швейцария). Погибли 12
человек.
- 9 февраля 1993 г. - резкий порыв ветра и отсутствие
стопорных башмаков привели к падению
строительного крана на Мясницкой улице в г.
Москве. Пострадали 5 прохожих, один из которых
погиб на месте.
- 14 июня 1993 г. - вследствие катастрофического
паводка на р. Каква произошли прорыв плотины и
размыв дамбы Киселевского водохранилища.
Прорвавшаяся вода затопила территории общей
площадью 60 км2. Пострадали 6,5 тыс.
человек, из которых 12 человек погибли и 8 человек
пропали без вести. Оказались непригодными для
проживания 1250 жилых домов. Были разрушены 5
автомобильных мостов, размыты 4 км
железнодорожных путей. Причиной аварии стала
недостаточная прочность гидросооружения,
возникшая в результате неквалифицированного
проведения инженерных расчетов.
- 23 марта 1995 г. - на Таганрогском металлургическом
комбинате обрушилась крыша трубосварочного
цеха. Под обломками оказались 40 рабочих, из
которых на месте погибли 14 человек, 15 человек
попали в больницу. Накануне, во время ремонтных
работ, была повреждена одна из центральных балок
крепления кровли, а непосредственной причиной
катастрофы стала халатность двух крановщиков. - 28
апреля 1995 г. - по причине утечки газа произошел
мощный взрыв в котловане строящегося
метрополитена г. Тэгу (Корея). Обрушилось
металлическое перекрытие котлована, по которому
проезжало более 60 автомобилей и автобусов, были
повреждены 10 ближайших домов. Погибло более 100
человек и получило ранения свыше 150 человек.