В Законе РФ "Об аварийно-спасательных службах и
статусе спасателей" регламентированы вопросы обязательного профессионального
обучения спасателей (ст. 1, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 27, 28).
Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации
последствий различных ЧС, предъявляет повышенные требования к уровню
профессиональной подготовки спасателей.
- подготавливать к работе
оборудование, инструменты, приспособления, содержать их в надлежащем
состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации;
- подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения радиационной
и химической разведки, средства связи, оповещения, оказания медицинской
помощи;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- перемещаться в условиях пересеченной местности, преодолевать водные
преграды, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы;
- пользоваться средствами пожаротушения;
- оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение;
- определять наличие поражающих факторов и возможные пути (варианты)
развития ЧС;
- рационально и безопасно строить свою работу;
- проводить поиск пострадавших с использованием как подручных средств, так и
специальной техники;
- извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в
безопасное место;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
- оказывать самопомощь;
- проводить разборку завалов;
- выполнять такелажные, газосварочные, погрузочно-разгрузочные работы;
- осознавать степень риска;
- взаимодействовать с другими участниками работ, выполнять работы при
воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутые
пространства, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные
метеоусловия и т.д.);
- осуществлять высадку в очаг поражения с вертолета и самолета на парашюте,
по веревочной системе с наземных и водных транспортных средств;
- выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности;
- выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в
условиях практически любых ЧС природного и антропогенного характера;
- ориентироваться на местности;
- выживать в различных ЧС;
- организовывать эвакуацию пострадавших и населения из опасной зоны;
- отключать подачу горюче-смазочных и агрессивных веществ, газа, воды,
электроэнергии, которые являются источником ЧС или носят потенциально
опасный характер;
- проводить спасательные работы с животными, материальными ценностями,
продовольствием;
- локализовывать распространение ЧС;
- выполнять работы в условиях боевых действий или при возможности их
возникновения;
- пользоваться передвижными электроустановками, компрессорами, насосами и
пунктами приготовления пищи;
- выбирать оптимальные способы работы и средства труда;
- выполнять физическую работу различной тяжести в условиях действия
эмоциональных нагрузок;
- работать в условиях личного риска;
- работать в изменяющихся условиях природного и антропогенного характера;
- осуществлять оперативный контроль за состоянием объекта и окружающей
среды;
- работать в различных рабочих позах;
- работать на пределе физических и эмоциональных возможностей человека;
- оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать
панические настроения и брать на себя роль лидера;
- быстро восстанавливаться.
причины, последствия и
характер протекания ЧС антропогенного и природного характера;
- терминологию;
- права и функциональные обязанности спасателей при проведении ПСР,
требования, предъявляемые к спасателям;
- структуру МЧС России;
- правила хранения и эксплуатации оборудования, инструментов,
приспособлений, применяемых при проведении ПСР;
- правила хранения и эксплуатации средств защиты;
- правила и инструкции по технике безопасности;
- технические характеристики используемого оборудования, техники,
инструментов, приспособлений;
- правила, приемы и последовательность выполнения ПСР;
- приемы, методы и способы поиска пострадавших;
- сигнализацию, условные знаки, коды;
- правила эксплуатации грузоподъемной техники и правила выполнения
такелажных работ;
- правила проведения разведки;
- способы и приемы определения наличия поражающих факторов;
- приемы проведения ПСР в особо опасных условиях;
- дозы безопасного воздействия на человека опасных и вредных факторов
(радиация, световая энергия, температура, СДЯВ и т.д.);
- время безопасного пребывания человека в экстремальных ситуациях;
- методики и приемы определения состояния пострадавших и сложности травм;
- приемы оказания первой медицинской помощи;
- приемы оказания самопомощи и самоспасения;
- правила эксплуатации средств связи и оповещения;
- оптимальные способы перемещения в различных условиях;
- основы выживания в неблагоприятных условиях;
- правила организации временных лагерей, привалов;
- способы и приемы извлечения пострадавших из завалов, поврежденных
транспортных средств, с верхних этажей разрушенных зданий;
- способы и методы извлечения пострадавших из трещин, пещер, провалов,
из-под лавин, селей, обвалов, снега;
- способы ориентации на местности;
- способы проведения работ в условиях боевых действий при наличии
заминированных участков;
- правила спасения животных, растений, продовольствия, материальных
ценностей;
- способы работы с воздушным, наземным и водным транспортом;
- особенности работы с привлечением кинологической службы;
- виды основных СДЯВ, их физико-химические свойства, характер воздействия на
пострадавших;
- правила организации рабочего места;
- основные средства, способы приемы предупреждения и тушения пожаров;
- ПДК опасных веществ при выполнении химической разведки;
- способы защиты от современных средств поражения;
- правила организации эвакуации пострадавших и населения;
- особенности региона ответственности;
- основы психологии и педагогики;
- способы восстановления;
- правила взаимодействия.
Наряду с перечисленными
знаниями и умениями, спасатель должен обладать специфическими,
присущими только этой профессии, следующими основными
профессиональными качествами:
- способностью длительное время выполнять однообразные движения, при наличии
больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;
- способностью быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях
(антропогенных и природных), а также при наличии реальной и потенциальной
опасности;
- способностью самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять
его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;
- способностью оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в
условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности,
запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;
- способностью оценивать и различать скорость и направление перемещения
предметов;
- способностью адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;
- способностью одновременно наблюдать за несколькими предметами или их
частями;
- способностью воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума
"полезную" звуковую информацию;
- способностью переносить кратковременные значительные физические и
нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, готовностью
воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;
- способностью уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и
очертаниям;
- способностью соизмерять свои силы с предстоящей работой;
- способностью определять расстояние между предметами;
- способностью переносить неприятные впечатления без выраженного
эмоционального напряжения;
- способностью самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать
решения при изменении ситуации;
- способностью быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость
двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях
дефицита времени;
- способностью подавлять сонливость, эффективно работать в разное время
суток;
- добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием,
ответственностью и коллективизмом;
- способностью согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;
- умением безопасно выполнять работы;
- способностью накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень
риска;
- способностью к взаимопониманию, состраданию.