Непрерывное
обучение является основной формой поддержания и
повышения профессионального уровня спасателей
МЧС России и осуществляется на основе
представленной ниже учебной программы.
1. Настоящая программа
предназначена для систематического
проведения занятий по повышению
профессионального уровня спасателей ПСС МЧС
России.
2. Цели программы:
- формирование и совершенствование
профессиональных навыков и умений, поддержание,
повышение физического и профессионального
уровня спасателей.
3. Поставленные цели достигаются:
- качественным планированием учебного процесса
(годовое, ежемесячное, еженедельное) и
систематическим проведением занятий;
- высоким уровнем подготовки преподавательского
состава, использованием передовых методов
обучения;
- сочетанием различных форм проведения занятий
(групповое, индивидуальное, самостоятельное);
- контролем за ходом учебного процесса;
- максимальным приближением учебного процесса к
реальным условиям;
- наличием современной учебной базы. 4. Ответственность
за организацию и проведение занятий несут
начальники ПСФ, которые разрабатывают и
утверждают ежемесячные и еженедельные планы
проведения занятий.
5. Обучение проводитсябез
отрыва от производственной деятельности в
течение календарного учебного года, с двумя
месячными перерывами - в июне и декабре.
Программа рассчитана на 504 учебных часа (42
учебных недели) и включает в себя 14 теоретических
(108 учебных часов) и 27 практических тем (396 учебных
часов). Порядок
организации обучения:
- занятия по теоретической и практической
подготовке спасателей проводятся 2 раза в неделю
по 6 учебных часов. Дни недели, отведенные на
обучение, определяются начальником ПСФ;
- занятия по физической подготовке проводятся
ежедневно по 2 учебных часа (540 учебных часов);
- в конце месяца спасатели сдают зачеты и
экзамены по пройденному материалу, а также
спортивные нормативы с обязательным
выставлением оценок и полученных результатов в
учебном журнале. Отведенное на это время не
входит в расчасовку программы;
- по окончании учебного полугодия (2 раза в год)
спасатели принимают участие в комплексных
учениях по изученным темам из расчета 10-12 учебных
часов, не входящих в расчасовку учебной
программы. Занятия должны проводиться в строгой
последовательности с учебными темами,
указанными в плане программы.
Последовательность изучения тем и
отводимые на это учебные часы могут быть
изменены только по согласованию с Департаментом
войск и сил МЧС России. Возможно частичное
изменение содержания тем с учетом особенностей
региона ответственности ПСФ.
6. Занятия со спасателями проводят начальники
служб, главные специалисты, а по отдельным темам,
связанным с использованием спецтехники и
спецсредств, - командиры специальных
формирований и подразделений, а также
приглашенные преподаватели.
7. При проведении занятий обучающий должен
использовать кино- и видеоматериалы, наглядные
пособия, учебные технические средства.
8. После
завершения обучения по данной программе
спасатель должен знать:
- назначение, цели, задачи и возможности ПСС;
- обязанности, права и правовую ответственность
спасателей;
- основные нормативно-технические и правовые
документы, регламентирующие деятельность ПСС;
- штатные средства связи, оповещения и
управления;
- порядок оповещения, сбора и приведения
формирования в готовность к выполнению
возложенных на него задач;
- инструменты, приспособления, механизмы, машины,
приборы и средства, используемые при проведении
ПСР, их назначение, технические данные, порядок
применения, возможности;
- основные средства и способы защиты от
поражающих факторов ЧС, современных боевых
поражающих средств;
- характер и последовательность проведения ПСР в
условиях ЧС;
- порядок проведения дезактивации, дегазации,
дезинфекции;
- порядок проведения разведки, ориентирования на
местности;
- правила выживания и поддержания
жизнедеятельности в экстремальных условиях;
- порядок определения состояния пострадавших и
последовательность оказания им первой
медицинской помощи;
- физико-химические и поражающие свойства СДЯВ и
радиоактивных веществ;
- меры безопасности при проведении ПСР;
- правила проведения эвакуационных мероприятий;
- потенциально возможные ЧС в регионе
ответственности;
- приемы проведения реабилитационных и
восстановительных мероприятий;
- психологические особенности поведения больших
групп людей.
После
завершения обучения по данной программе
спасатель должен уметь:
- проводить ПСР при ликвидации последствий
аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- пользоваться средствами защиты в условиях ЧС,
выполнять страховку и самостраховку;
- эффективно использовать оборудование,
применяемое при выполнении ПСР;
- работать со средствами связи и оповещения;
- проводить дезактивационные, дегазационные,
дезинфекционные мероприятия;
- оказывать пострадавшим медицинскую и
психологическую помощь, определять состояние
пострадавших, владеть приемами их
транспортировки;
- перемещаться в условиях завалов, повышенной
пересеченности местности, по ледовым и снежным
поверхностям, в условиях высокогорья, водных
преград;
- быстро приспосабливаться к экстремальным
условиям, владеть приемами выживания и
поддержания жизнедеятельности;
- ориентироваться в сложных условиях, проводить
разведку района ЧС;
- осознавать степень риска при выполнении
различных работ;
- переносить высокие физические и
морально-психологические нагрузки;
- осуществлять работы по спасению животных,
продовольствия, растений, материальных
ценностей;
- выполнять противопожарные мероприятия,
локализовывать и тушить пожары;
- выполнять работы в условиях карантина,
обсервации, социальной напряженности.
9. В процессе проведения обучения, с целью
адаптации спасателей к реальным условиям ЧС,
необходимо повышать уровень экстремальности
выполняемых работ (высота, задымленность,
локальные пожары, шум и освещенность повышенной
интенсивности, другие факторы).