Эвакуация пассажиров и членов
экипажа с борта воздушного судна при ЧС может
осуществляться с использованием передвижных
трапов, приставных и пожарных лестниц, корпусов
крупных автомобилей, веревочных систем. В самом
воздушном судне около выхода также находятся
специальные средства для эвакуации: надувные
трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты.
Надувные
трапы ТН-2 размещаются под люком пола
перед входной дверью (Ил-62) или на откидной
платформе (Ту-154), трап ТН-3 - на откидной
платформе у передней входной двери. Для
приведения надувного трапа ТН-2 (ТН-3) в рабочее
положение необходимо открыть аварийную дверь,
люк в полу (Ил-62), вынуть трап и закрепить люк. На
Ту-154 и Ту-134 нужно откинуть платформу с
закрепленным на ней трапом на полу перед
аварийным выходом, проверить, не заломился или не
перекрутился ли соединительный шланг,
привернутый к трапу и баллону с двуокисью
углерода, и вытолкнуть трап с чехлом за борт
судна. Одновременно следует выдернуть тросиком
шпильки из штырей чехла. При этом чехол
раскроется и трап вывалится из него. Если при
сильном ветре трап, после того, как его
вытолкнули, завернется под фюзеляж, то его
необходимо оттянуть за нижний конец от самолета.
После выправления трапа нужно сильно повернуть
рукоятку вентиля баллона с двуокисью углерода.
Трап заполняется газом за 10-12 с и занимает
рабочее положение под углом 45-50° от самолета к
земле. Допускается одновременно спускать по
трапам ТН-2 и ТН-3 не более 2 человек. Пропускная
способность одного надувного трапа - 100 человек
за 2,5-3,0 минуты.
Матерчатые желоба,
как правило, находятся около выходов с правой
стороны фюзеляжа: на Ил-62 - под люком пола, на Ту-154
- на багажной полке вблизи выхода, на Ту-134А - в
гардеробе экипажа. Матерчатый желоб-лоток
предназначен для спуска людей на землю при
экстренной эвакуации через служебные и запасные
выходы. Он изготовлен из материала
"плащ-палатка чехольная" с комбинированной
пропиткой. После открытия двери (люка) надо
извлечь желоб из чехла и вставить крючки желоба в
верхнюю и нижнюю части двери. Выбросив желоб на
землю, полотнище растягивают на 4-5 м от
воздушного судна. Удерживая за 2 (Ту-134) или 4 (Ту-154)
петли, спускают пассажиров вниз. Допускается
одновременно спускать по матерчатому желобу не
более 1 человека при его обязательной страховке.
Над каждым аварийным
выходом, а также над форточкой в кабине экипажа
или люками имеются спасательные канаты,
закрепленные к кронштейну фюзеляжа. Открыв
форточку или люк, канат выбрасывают наружу.
На
Ил-86 и Як-42 для аварийной эвакуации пассажиров
и членов экипажа есть аварийные двери
со встроенными в них надувными трапами. В
процессе аварийного открывания двери происходят
автоматический выброс из контейнера надувного
трапа и наполнение его воздухом из баллона. На
Ил-86 - трап двухдорожечный, одновременно могут
покидать воздушное судно и находиться на трапе 4
человека. На Як-42 - трап однодорожечный,
одновременно на трапе могут находиться 2
человека.
При аварийной эвакуации
спасатели вместе с экипажем обеспечивают помощь
пассажирам и их страховку. В первую очередь эвакуируют
детей, женщин, пожилых людей и только потом - всех
остальных. Нельзя эвакуировать людей по
поврежденному надувному трапу или желобу, или же
при других опасных факторах, угрожающих их жизни
и здоровью.
Пассажиров, находящихся в
бессознательном состоянии или имеющих тяжелые
телесные повреждения, осторожно выносят на
носилках, брезенте, щитах и опускают на землю с
помощью веревок.
После окончания эвакуации спасатели
проверяют скрытые места в пассажирских салонах и
кабине экипажа, а также кухни, гардеробы,
санитарно-гигиенические и багажные помещения,
чтобы убедиться в отсутствии людей на борту. Если
есть сведения о числе пассажиров и составе
экипажа, то их сопоставляют с данными о спасенных
и, при расхождениях, продолжают поиски до
обнаружения пострадавших.