Перечень
опасных грузов, перевозимых железнодорожным
транспортом, включает в себя около 400
наименований. По условиям железной дороги, на
каждый груз или группу грузов составляется
аварийная карточка, в которой дается краткая
характеристика груза и которая используется как
источник информации при проведении ПСР.
Аварийная карточка хранится на станции
отправителя. Примерный образец заполнения
аварийной карточки приводится
здесь.
Кроме
как в аварийной карточке, класс опасности грузауказывается на ярлыке и упаковке.
Упаковка маркируется определенным сигнальным
цветом и знаками безопасности. Сигнальными
цветами являются красный, желтый, синий, зеленый.
Запрещение, непосредственная
опасность, обозначение пожарной техники
Белый
Желтый
Предупреждение, возможная опасность
Черный
Синий
Предписание, знаки пожарной
безопасности, информация
Белый
Зеленый
Безопасность
Белый
Красный сигнальный цвет
применяется для обозначения:
- отключающих устройств механизмов и машин, в том
числе аварийных;
- внутренних поверхностей крышек шкафов с
открытыми токоведущими элементами;
- рукояток кранов аварийного сброса давления;
- корпусов масляных выключателей, находящихся в
рабочемсостояниипод напряжением;
- различных видов пожарной техники;
- сигнальных ламп;
- захватных устройств промышленных роботов. Желтый сигнальный
цвет применяется для обозначения:
- элементов строительных конструкций, которые
могут статьпричинойтравмы;
- элементов производственного оборудования;
- подъемно-транспортного оборудования и
строительно-дорожныхмашин;
- постоянных и временных ограждений или
элементов ограждений;
- подвижных монтажных устройств, элементов
грузозахватных приспособлений;
- емкостей, содержащих опасные и токсичные
вещества;
- площадей, которые должны быть всегда
свободными.
Синий сигнальный цвет
применяется для обозначения:
- окраски предписывающих знаков.
Зеленый сигнальный
цвет применяется для обозначения:
- световых табло;
- эвакуационных выходов;
- сигнальных ламп.
Важным
элементом профилактики аварий на железной
дорогеявляются знаки безопасности. Все
профилактические мероприятия, проводимые с
целью предупреждения ЧС на железнодорожном
транспорте, а равно система использования знаков
безопасности, цветовой сигнализации и
маркировки грузов, как это ни печально не
являются гарантией безаварийности при грузовых
перевозках. Чрезвычайные ситуации были и
остаются, причем наблюдается устойчивая
тенденция их роста. По-прежнему наиболее
опасными из них являются пожары, взрывы, утечки
вредных, радиоактивных и ядовитых веществ.