На территории России перевозка СДЯВ
осуществляется преимущественно железнодорожным
транспортом с использованием цистерн, различных
контейнеров, баллонов. Повреждение или
разрушение их вызывает попадание СДЯВ в
окружающую природную среду, что приводит к
образованию зоны заражения, поражению людей,
животных, отравлению воздуха, воды, почвы.
Характерной
особенностью ЧС, связанных с выбросами
СДЯВ, является высокая скорость формирования
зоны заражения и поражения людей. Все это требует
от спасателей принятия экстренных и эффективных
мер.
При
возникновении ЧС, связанной с выбросом СДЯВ,
спасатели должны:
- провести разведку, оценить химическую
обстановку, определить границы опасной зоны,
принять меры по ее ограждению;
- выявить людей, подвергшихся воздействию
ядовитых веществ, и оказать им помощь;
- разработать план действий и приступить к
ликвидации последствий аварии;
- организовать контроль за содержанием опасных
веществ в воздухе, воде, почве.
Остановку
выброса СДЯВ на железной дороге проводят
путем заделки отверстий в емкости, перекачивания
жидкости из аварийных емкостей в запасные,
перегрузки опасных продуктов в безопасное место.
Заделка течи осуществляется с использованием
деревянных или пластмассовых клиньев,
забиваемых в отверстия (течи). Иногда применяются
хомуты или бандажи.
Источник заражения
локализуется обвалованием разлившегося
вещества, созданием препятствий на пути его
растекания, сбором вредных веществ в
естественные углубления, специальные канавы или
контейнеры, дегазацией СДЯВ растворами
нейтрализующих веществ и адсорбентами (песок,
щебень, грунт, гравий).
Для
проведения
обвалования территории, устройства
преград и углублений сбора почвы и адсорбционных
материалов используются бульдозеры, скреперы,
автогрейдеры, экскаваторы, ручные землеройные
инструменты. С пораженной территории СДЯВ
перекачиваются в цистерны и автоцистерны. После
этого проводится обеззараживание территории и
транспортных средств.
Нейтрализация СДЯВ
жидкостным способом осуществляется с
помощью пожарных, поливочных, моечных машин,
авторазливочных и насосных станций.
Все меры по
ликвидации последствий ЧС с СДЯВ должны
осуществляться с учетом характера груза и мерами
предосторожности, указанными в аварийной
карточке. При сопровождении опасного груза
проводниками или специалистами
грузоотправителя необходимо учитывать их
указания в ходе проведения ПСР. Спасатели должны
быть ознакомлены с основными характеристиками
СДЯВ и средствами их обеззараживания.