Почти три четверти
поверхности земного шара покрыто водой океанов,
морей, рек, озер. Воды Мирового океана бороздят
тысячи различных наводных и подводных
плавсредств, которые перевозят грузы,
пассажиров, выполняют специальные задания.
Основными видами водного транспорта являются
суда для перевозки наливных продуктов, сыпучих
грузов, пассажирские и специальные суда. В России
насчитывается около 45 тыс. судов различного
назначения, из них 25% постоянно находится в
плавании, имея на борту более 250 тыс. человек.
Кроме того, в прибрежных водах ежегодно проводит
активный отдых с использованием различных
плавсредств около 1 млн. человек. Современный
флот оснащен новейшими электронными
навигационными и радиолокационными приборами,
системами поддержания остойчивости, то есть
надежности положения судов на воде и способности
противостоять внешним силам, другими системами
безопасности. Несмотя на это, водная поверхность
до сих пор остается главным источником гибели
людей, попавших в катастрофические условия.
Подсчитано, что ежегодно в морях и океанах гибнет
во всем мире свыше 200 тыс. человек. Довольно
частое возникновение ЧС на воде обусловлено
специфическими особенностями, в частности:
- большим разнообразием водных транспортных
средств, которые отличаются друг от друга по
назначению, эксплуатационным характеристикам,
скорости передвижения;
- частым воздействием водной стихии;
- длительным пребыванием судов в пути следования;
- большим объемом одновременно транспортируемых
опасных и вредных продуктов.
Основными
причинами ЧС на водном транспорте являются:
- потеря остойчивости с опрокидыванием судна на
борт или вверх килем;
- потеря судном плавучести;
- посадка на мель;
- столкновение с другим судном или препятствием
(рифы, подводные скалы, нефтяные платформы,
айсберги);
- пожары и взрывы;
- вытекание на поверхность воды из судна,
потерпевшего крушение. горюче-смазочных
продуктов и СДЯВ;
- падение человека за борт.
Терпящее бедствие судно может
находиться на поверхности воды, сесть на мель,
быть выброшенным на берег, затонуть. При этом
пострадавшие могут оставаться на его борту, на
спасательных плавсредствах, в воде, под водой.
Основным сигналом бедствия на водном транспорте
является Международный призыв о помощи - сигнал
SOS, с указанием координат местаЧС.После
получения этого сигнала в район катастрофы для
оказания помощи пострадавшим направляются
находящиеся близко суда, а при необходимости, -
спасательные суда. В тех случаях, когда судно
терпит бедствие недалеко от берега в пределах
видимости, его состояние определяется методом
визуального наблюдения с использованием
оптических средств (бинокль, подзорная труба,
перископ) или получением сигналов знаковой и
звуковой сигнализации. Место затопления судна
определяется относительно местных ориентиров.
Для оказания помощи пострадавшим в район ЧС
незамедлительно направляются спасательные суда.
Иногда терпящее
бедствие судно не может подать сигналов тревоги.
Оно считается пропавшим, если не вышло на
связь в установленное время. После этого в
район последнего сеанса связи направляются
поисковые суда, которые обследуют всю
территорию, куда могло бы дойти судно за время,
прошедшее с момента последнего сеанса связи. В
ПСР задействуются спасательные суда, авиация,
космические спутники.
С целью оперативной организации и проведения ПСР
необходимо владеть
следующей информацией:
- место ЧС, тип судна, характер груза, количество
людей на борту, их местонахождение и общее
состояние;
- состояние судна;
- причины, последствия и возможные варианты
развития ЧС.
Доставка спасателей к
месту ПСР осуществляется на катерах, лодках,
яхтах, судах или по воздуху - на вертолетах,
гидропланах, экранопланах.
В зоне катастрофы
спасатели незамедлительно приступают к оказанию
помощи пострадавшим, находящимся в воде без
каких-либо спасательных средств;
затем - удерживающимся на поверхности воды с
помощью различных предметов, одетых в
индивидуальные спасательные средства;
далее оказывается помощь тем, кто находится на
групповых спасательных средствах.
Людей поднимают с
помощью канатов (шнуров) или сетей на борт
спасательного судна или вертолета.
Необходимость оперативного проведения этих
работ связана с отрицательным
воздействием воды на организм человека по
причине большой теплоотдачи.