В
горных, пересеченных и труднопроходимых
местах для транспортировки людей и грузов
используются подвесные канатные дороги. Они
бывают одно- и двухканатными, с кольцевым и
маятниковым движением вагонеток. В пассажирских
канатных дорогах применяются специальные
вагоны, рассчитанные на различное количество
пассажиров (от 4 до 100). Протяженность таких дорог -
несколько километров, а высота подъема - до 3 км.
Скорость движения вагонов - от 2 до 12 м/с. В
туристических центрах, расположенных в горах,
широко используются канатно-кресельные дороги с
одно- и двухместными сиденьями, с посадкой и
высадкой пассажиров на ходу. Скорость движения
таких дорог составляет 1.0-2,5 м/с. За 1 ч работы
перевозится до 1000 человек. Высота расположения
пассажиров от уровня земли при передвижении по
канатным дорогам - от нескольких до десятков
метров.
Для перемещения
горнолыжников к трассам непосредственно на лыжа
используются одноканатные буксировочные дороги.
Перемещение осуществляется со скоростью 1,5 м/с,
при этом человек стоит на лыжах и держится за
подвески, прикрепленные к тяговому канату. В
отдельных случаях применяются комбинированные
канатные дороги для одновременной перевозки
пассажиров и грузов.
Основная ЧС,
возникающая на канатных дорогах, - внезапная
остановка движения тягового каната. Это приводит
к зависанию вагонов или кресел с людьми над
землей. В подобной ситуации пострадавшие
подвергаются длительному воздействию
неблагоприятных метеорологических факторов
(холод, дождь, ветер), испытывают дискомфорт и
нервно-эмоциональное напряжение.
Эвакуация пострадавших с
канатных дорог осуществляется следующими
способами.
Если позволяют условия местности, то
пострадавших опускают на землю через
специальный проем в полу кабины с помощью ручной
лебедки пенькового (синтетического) каната,
спасательного пояса или грудной обвязки.
Задача спасателей заключается в том, чтобы
подняться к зависшему вагону по веревке и
организовать спуск людей.
На кресельных подвесных канатных
дорогах для опускания пострадавших на землю
при длительных остановках широко используется приспособление
в виде легкой переносной тележки с пружинным
тормозом и подвесной стремянкой. С опоры
тележку устанавливают на канат, спасатель
садится на стремянку и, отжимая "башмак"
тормоза, самоходом или с помощью другого
спасателя, идущего по земле, перемещается с
тележкой к ближайшему креслу. Спустившись по
стремянке к пострадавшему и надев на него
спасательный пояс с лямками, охватывающими
бедра, спасатель "стравливает" канат,
проходящий через тормозную лебедку, которая
удерживает пояс пострадавшего, до опускания
последнего на землю. Переставив тележку через
зажим кресла, спасатель передвигается к
следующим пострадавшим.
На маятниковых подвесных канатных
дорогах с труднодоступными участками
трассы, не позволяющими эвакуировать
пострадавших на землю, предусматриваются дополнительные
спасательные вагоны вместимостью до 10
человек, которые могут устанавливаться на
несущий канат и приводиться в движение
вспомогательным канатом от автономного
вспомогательного привода. Последний размещают
на станции или (в виде барабанной лебедки) на
одной или нескольких опорах. Спасательный вагон
подводится вспомогательным канатом к основному,
пострадавшие через торцевой люк или окно
переходят в вагон и группами доставляются на
станцию или опору. Для этих же целей,
используются и самоходные вагоны.
При авариях на
канатно-кресельных дорогах допускается
следующий способ эвакуации. Спасатель
закрепляет веревку к канату и
поднимается по ней к пострадавшему, который
может быть эвакуирован самостоятельно или
вместе со спасателем. Если опустить
пострадавшего на землю непосредственно в зоне
зависания невозможно, то его следует
транспортировать к опоре и опустить на землю,
используя конструкцию опоры.
И последнее: если
ни один из вышеуказанных способов не годится,
то для спасения пострадавших вызывается вертолет. |