Глава 1. Общие сведения
Глава 2.
Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава
3. Организация
и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4.
Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана
труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
|
|
В
целях оказания помощи пилоту вертолета при
приземлении на незнакомую посадочную площадку
необходимо корректировать с земли его действия.
Корректировка может осуществляться двумя
способами: с помощью радиостанции или с помощью
сигналов, подаваемых руками одним из спасателей.
Возможно также использование ракет, сигнальных
костров, флагов, а в вечернее или ночное время -
электрических фонарей.
Сигналы должны подаваться
заблаговременно, чтобы у сигнальщика был запас
времени для отмены, в случае необходимости,
первого сигнала и подачи второго сигнала.
Для
лучшего и быстрого обнаружения
посадочной площадки при появлении
вертолета необходимо пускать ракеты вверх и в
сторону от направления его движения так, чтобы не
попасть в него. Пуск производится, когда до
посадочной площадки остается примерно 100-200 м
полета. При обнаружении площадки экипажем
вертолета следует пускать ракеты по ветру, тем
самым указывая экипажу его направление.
Если сигнальных ракет
нет, то направление ветра можно показать
следующим образом. Спасатели должны стать
спиной к ветру, выстроившись при этом в
затылок друг к другу в 3-4 м правее центра
площадки, расставив руки в стороны. При посадке
пилот видит людей, стоящих слева от него и лицом к
нему. При переменном или порывистом ветре
необходимо делать вращательные движения
туловищем на 80-90° вокруг
вертикальной оси.
Для
указания направления и силы ветра можно
также воспользоваться специальным конусом,
укрепляемым на шесте, дымовыми шашками, кострами,
флагами. В летнее время в основном используются
флаги белого цвета, а зимой - красного или
черного. Полотнища закрепляются на палках длиной
не менее 1 м и забиваются в землю или укрепляются
с помощью камней. Размещаются флаги на ровной
поверхности на расстоянии 15-20 м друг от друга по
линии приземления, то есть параллельно
направлению ветра. Если в наличии имеется только
один флаг, то он также размещается на ровной
поверхности посадочной площадки справа по
направлению ветра (слева от вертолета) и на 15-20 м
от точки приземления вертолета.
При использовании дымовой шашки или
костра дым не должен застилать посадочную
площадку. В противном случае приземление
вертолета становится невозможным.
После
контрольных проходов вертолета над
посадочной площадкой, когда пилот определил
направление ветра по знакам, подаваемым ему с
земли (о чем он сообщает запиской, брошенной с
вымпелом), спасателям можно уйти с площадки,
оставив на ней темные предметы (рюкзаки, ветки,
палатки, прижатые камнями). Если маркировочные
предметы отсутствуют, то необходимо до посадки
вертолета не сходить с места, чтобы дать
возможность пилоту сориентироваться в условиях
плохой видимости (снежный вихрь, пасмурная
погода). В этом случае вертолет совершит посадку
рядом с группой, слева от нее, в центр посадочной
площадки. Несущий винт будет находиться тогда
выше головы человека.
При взлете вертолета необходимо
выстроиться по тем же правилам, что и при посадке,
или же использовать темные предметы (камни,
ветки) для ориентации пилота относительно
снежной поверхности. Если предполагается
посадка вертолета на незнакомое место, где нет
людей и подготовленной площадки, то спасатели
должны заготовить и взять на борт вертолета 5-6
веток длиной 1,5-2,0 м, привязав к их комлевой части
груз весом 8-10 кг. Перед посадкой ветки
сбрасываются с вертолета для привязки к месту
приземления и для пространственного
ориентирования.
Принимающие вертолет должны также знать,
что обычно его посадка осуществляется против
ветра; в случае же захода вертолета на посадку по
ветру спасателям нужно постоянно следить за его
приземлением.
Корректирующий
посадку вертолета спасатель должен одеться
контрастно по отношению к земной
поверхности и растительности (деревья,
кустарники, трава). Кроме того, голову следует
защитить каской, застегнутой на подбородке, а
глаза - очками. Спасатель, стоя спиной к ветру, примерно на
расстоянии 10 м от места приземления, принимает
сигнальное положение, напоминающее форму буквы Y;
при этом он должен помнить о том, что пилот
вертолета видит несколько измененный его силуэт.
Положение фигуры спасателя должно быть поэтому
абсолютно правильным, жесты - точными, чтобы они
были однозначно истолкованы.
|