Глава 1. Общие сведения
Глава 2.
Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава
3. Организация
и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4.
Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана
труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
|
|
При
наличии посадочной площадки с соблюдением всех
предъявляемых к ней требований, соответствующих
метеоусловий вертолет совершает приземление и
эвакуирует пострадавших в ближайшее или
находящееся в месте расположения аэропорта
лечебное учреждение в зависимости от состояния
здоровья пострадавших и времени выполнения
полета.
Иногда,
в зависимости
от обстоятельств, бывает удобнее и, главное,
безопаснее принять на борт вертолета
пострадавшего и спасателей на промежуточной
площадке. Так, спасатели могут быть высажены
поблизости от места происшествия, затем они
осуществляют спуск к пострадавшему и
транспортируют его к месту удобной и безопасной
посадки вертолета. При проведении ПСР на лавине
подчас требуется доставка значительного числа
спасателей, опыт которых не позволяет
производить десантирование (спуск на веревке) в
режиме зависания вертолета на довольно большой
высоте. В этом случае также подбирается
промежуточная посадочная площадка для их
высадки. Во всех случаях промежуточные площадки
должны отвечать предъявляемым к ним требованиям.
Следует также помнить, что окончательное решение
о возможности или невозможности приземления
принимает пилот вертолета.
Руководитель ПСО,
находящегося на борту вертолета, должен помнить
о том, что воздушное давление, создаваемое
винтами вертолета, может вызвать сход лавин в
зимний период или, при значительном скоплении
снега, в другие периоды, а также камнепад в летний
период, о чем следует предупредить пилота при
принятии решения о приземлении, особенно на
промежуточной посадочной площадке. При подлете к
месту происшествия могут обнаружиться различные
обстоятельства (значительная крутизна склона,
наличие больших камней, ям, ледовых трещин, малые
размеры посадочной площадки), когда приземление
вертолета невозможно. В этом случае, если
позволяют условия (по решению пилота вертолета),
применяют зависание вертолета на
высоте примерно 3 м от земной поверхности.
При десантировании
должна осуществляться следующая
последовательность совместных действий экипажа
вертолета и спасателей:
- при переводе вертолета в режим зависания пилот
дает команду бортмеханику на открывание дверей;
- руководитель ПСО или группы, убедившись в
отсутствии на земле препятствий, дает команду на
покидание борта вертолета. Как правило,
руководитель ПСО прыгает первым.
Для этого он садится на порог двери и
плавно как бы соскальзывает вниз, чтобы не
нарушить равновесие вертолета. После
приземления ему следует остерегаться лопастей
винтов вертолета. Следующий спасатель прыгает по
сигналу бортмеханика, предварительно
убедившись, что на том месте, куда он прыгает,
никого нет.
Десантирование спасателей, если этого
требует обстановка, может производиться через
переднюю и заднюю двери. Решение об этом
принимает только пилот вертолета. Если нужно,
то руководитель ПСО, первым покинувший борт
вертолета, принимает на себя роль сигнальщика
для координации действий пилота. Необходимое
спасательное снаряжение сбрасывается только в
том случае, если ясно, что оно не будет повреждено
или утеряно при приземлении. Перед полетом, а тем
более сбрасыванием, все снаряжение должно быть
тщательно упаковано в рюкзаки или специальные
транспортировочные мешки. Спасатель,
производящий сбрасывание снаряжения, должен
убедиться, что в месте падения груза людей нет.
Снаряжение
можно спустить на
веревке с помощью тормозного карабина,
подвешенного на карабине веревки, или различных
спусковых устройств. Если на месте происшествия
или поблизости от него пригодной для посадки
площадки нет, то спуск спасателей и снаряжения
производится на тросе с помощью лебедки,
спусковых устройств или на основной веревке с
обязательным учетом условий поверхности. Так,
при крутизне склона более 60° от спуска следует
отказаться из-за возможного камнепада или схода
лавины.
Спуск в режиме зависания вертолета на
большой высоте в определенной степени опасен для
здоровья и жизни спасателей. Поэтому, если
позволяют обстоятельства, лучше произвести
посадку на промежуточной площадке.
При
спуске на тросе с помощью бортовой
лебедки все манипуляции с ней
осуществляет бортмеханик, которому помогает
руководитель ПСО или назначенный им спасатель.
Спуск спасателей на тросе с помощью лебедки
занимает много времени. Поэтому для спуска
большого числа спасателей и сокращения времени
зависания вертолета применяются одинарная
веревка диаметром не менее 11 мм, два тормозных
карабина или шайба Штихта, а также спусковые
устройства, разработанные в последние годы.
Спуск
спасателей осуществляется в следующей
последовательности:
- руководитель ПСО или назначенный им спасатель
подвешивают заранее приготовленную веревку к
карабину лебедки, иначе пилот в случае
необходимости не сможет быстро сбросить ее с
вертолета;
- бортмеханик открывает дверь;
- по команде бортмеханика руководитель ПСО или
назначенный им спасатель сбрасывает веревку
вниз. Вертолет при этом должен находиться только
в режиме зависания, иначе веревка может попасть в
хвостовой винт. В случае, если сброшенная веревка
не достигла поверхности земли, ее тотчас же
втягивают в кабину вертолета. Далее навешивается
и сбрасывается вторая заранее приготовленная
веревка большей длины;
- первый спасатель, на которого надета беседка с
двумя тормозными карабинами, садится в дверной
проем, вкладывает веревку в оба тормозных
карабина и поднимает их наверх непосредственно
под узел навески;
- второй спасатель, приготовившись к спуску,
отцепляет самостраховку первого спасателя;
- по команде бортмеханика первый спасатель
плавно нагружает веревку и, повернувшись лицом к
корпусу вертолета, начинает спуск, который
должен проходить без рывков;
- приземлившись, спасатель, в случае
необходимости, организует самостраховку,
отстегивает веревку и подает знак " ОК "для
спуска следующего спасателя;
- спустившийся спасатель остается на месте для
оказания необходимой помощи следующему
спасателю, осуществляющему спуск;
- после приземления последнего спасателя веревка
сбрасывается вниз бортмехаником или оставшимся
на борту спасателем.
Организация
и спуск спасателей в режиме зависания вертолета
на большой высоте проводятся во всех
спасательных службах, как правило, по
приведенной выше схеме. В зависимости от типа
вертолета и установленного на нем
дополнительного оборудования спуск спасателей
может осуществляться поочередно на одной из двух
веревок, что значительно ускоряет высадку, так
как в момент приземления первого спасателя
второй начинает спуск по второй веревке. При
спуске используются различные тормозные
устройства. Существует и такой способ, когда
спасатель спускается по основной веревке с
помощью троса, закрепленного в вертолете. Этот
способ требует большой затраты времени и
применяется только в исключительных случаях.
Спуск носилок
осуществляется с помощью бортовой лебедки. К
носилкам следует привязать репшнур, чтобы легче
было их принять внизу. При невозможности
приземления вертолета в месте происшествия или
поблизости от него применяются специальные
альпинистские носилки или носилки типа
"Акья" для подъема пострадавшего на борт
вертолета в режиме зависания. После оказания
пострадавшему первой медицинской помощи его,
если вызван вертолет и ориентировочно известно
время прилета, подготавливают к транспортировке,
для чего надевают на него теплые вещи, укладывают
его в спальный мешок или заворачивают в палатку
(это зависит от степени имеющихся травм и
погодных условий), укладывают на носилки, если
они имеются. В случае, если пострадавший или
спасатели находятся на крутом склоне, необходимо
для носилок с пострадавшим организовать
страховку, а самим спасателям применить
самостраховку, чтобы не быть сброшенными
воздушным потоком, создаваемым винтами
вертолета.
При подъеме
пострадавшего с помощью лебедки (ЛПГ-2,
ЛПГ-3, ЛПГ-150) соблюдается следующая
последовательность:
- по прибытии вертолета бортмеханик приводит в
действие лебедку и опускает трос;
- спасатель или участник группы, находящийся
рядом с пострадавшим, после того как заземляющий
тросик коснется поверхности земли, берет в руки
лебедочный карабин и, прицепив его к подвесной
системе носилок, снимает страховку, и дает
команду для подъема на борт вертолета. При этом
он поддерживает рукой, желательно в резиновой
перчатке, лебедочный карабин до тех пор, пока
трос не натянется. После этого спасатель
придерживает носилки до того момента, пока они не
окажутся на вертикальной линии под вертолетом,
одновременно не допуская вращения носилок
вокруг вертикальной оси троса;
- бортмеханик и спасатель, находящиеся в
вертолете, поднимают носилки и втаскивают их в
кабину.
Иногда носилки с пострадавшим поднимают в
вертолет в сопровождении одного из спасателей.
Это делается для того, чтобы оказать помощь
пострадавшему во время подъема и предохранить
носилки от ударов о корпус вертолета. При этом
варианте на борт сначала принимаются носилки с
пострадавшим, а затем сопровождающий.
Подвесную систему носилок нужно
делать короткой. Ориентировочное расстояние
между лебедочным карабином и нижней частью
носилок - 80-90 см. Не следует забывать и об общем
весе носилок с пострадавшим и сопровождающего,
так как максимально допустимая масса груза не
должна превышать 150 кг. Носилки с пострадавшим
нужно втаскивать в кабину вертолета тем концом,
где находится голова человека. Как только
носилки покажутся в дверном проеме, их следует
застраховать, пристегнув к ним карабин от
страховочной петли, прикрепленной к одному из
колец пола вертолета.
Пострадавшего, если позволяет состояние
его здоровья, можно поднять на борт вертолета и в
его личной обвязке. Все действия в этом случае
будут аналогичны тем, когда на борт поднимают
носилки с пострадавшим. Пострадавший, если это
возможно, помогает бортмеханику и спасателю
принять его в кабину вертолета. В момент
появления пострадавшего в дверном проеме
карабин от страховочной петли, прикрепленной
внутри вертолета, пристегивается к обвязке
пострадавшего. Таким же образом на борт
вертолета поднимают и спасателей.
Предварительно, в целях экономии времени, на
каждого спасателя должны быть надеты беседка с
приготовленным страховочным карабином, грудная
обвязка и самостраховка. Рюкзак надевается на
плечи. Страховочный карабин прикрепляется к
лебедочному карабину. Страховка репшнуром от
беседки к страховочному карабину осуществляется
таким образом, чтобы не допустить опрокидывания
туловища человека при подъеме на борт вертолета.
При приеме носилок и спасателей на борт
вертолета бортмеханик и помогающий ему
спасатель должны быть на самостраховке.
Подвесное сиденье
(люлька или стульчик) также может использоваться
для подъема пострадавшего. Стульчик крепится к
металлической раме, к которой присоединяется
крюк лебедки. Пострадавшего усаживают на
стульчик на земле, привязывают веревкой,
присоединяют крюк лебедки и начинают подъем.
Не рекомендуется использовать стульчик для
подъема пострадавшего который после
случившегося с ним несчастья психически
расстроен и испытывает страх перед высотой.
В
силу сложившихся обстоятельств возможна
транспортировка пострадавших на внешней
подвеске вертолета или же на лебедке с
использованием специальных альпинистских
носилок или носилок типа "Акья". Носилки
могут находиться как на подвеске вертолета, так и
подвешиваться к тросу с земли. В целях
безопасности диаметр троса должен быть не менее 5
мм, на носилках в центре подвески нужно
обязательно закрепить карабин "Вертлюг",
чтобы избежать переламывания троса. Как правило,
на внешней подвеске осуществляется
транспортировка погибших. Если труп перевозится
в кабине вертолета, то после его выгрузки кабину
необходимо продезинфицировать.
Для осуществления
маневра на подцепку (отцепку) груза и
дальнейшую его транспортировку необходимо подготовить
площадку: удалить мелкие незакрепленные
предметы, мусор; пыльную площадку, если есть
возможность, полить водой; свежевыпавший снег
укатать или утоптать. Если площадка не может быть
подготовлена к началу подцепки (отцепки) груза,
то вертолет, зависнув над ней, раздувает пыль или
снег струёй воздуха от несущего винта. В силу
этого спасатели, а тем более пострадавший или
пострадавшие должны укрыться от поднятых
потоков пыли или снега. Маневр на подцепку
(отцепку) груза выполняется лишь после того, как
площадка будет хорошо просматриваться сверху.
Руководитель ПСО совместно с бортмехаником
обязаны рассчитать длину троса внешней подвески,
исходя из конкретных условий мест подцепки
(отцепки) груза в соответствии с его
конфигурацией, массой и длиной. Например,
необходимо произвести подцепку носилок с
пострадавшим, которые находятся на небольшой
поляне, высота окружающих деревьев - около 10-15 м.
Естественно, длина троса должна быть больше
указанной высоты деревьев.
Транспортировка носилок, а также любого
груза в горизонтальном положении вызывает
интенсивную их раскачку в полете по сравнению с
транспортировкой в вертикальном положении. Для
уменьшения раскачки носилок их транспортировка
должна осуществляться на скорости порядка 70-80
км/ч (указанная скорость транспортировки носилок
на внешней подвеске определена во время
совместных тренировочных полетов Сочинского
авиаотряда и спасательного отряда г.Сочи). В
зависимости от условий подцепка груза на внешнюю
подвеску вертолета может осуществляться двумя
способами:
- после посадки вертолета на площадку вблизи
груза;
- с режима зависания (применяется в тех случаях,
когда посадка вертолета на площадку вблизи груза
не обеспечена).
При транспортировке носилок с
пострадавшим необходимо с борта вертолета
подобрать площадку, удовлетворяющую требованиям
по посадке, произвести посадку, поместить
носилки с пострадавшим в грузовую кабину и
продолжить полет до пункта назначения или
ближайшего лечебного учреждения, где имеется
посадочная площадка. Доставка пострадавшего в
лечебное учреждение осуществляется только в том
случае, если ему требуется срочная медицинская
помощь, оказываемая в стационарных условиях.
Спасение
пострадавшего на воде с помощью вертолета
производится грузоподъемным устройством. При
этом следует уменьшить воздействие на человека
воздушных потоков, создаваемых вращающимися
винтами. Этого можно достичь, в частности,
увеличив длину подъемного троса и используя
ветровую обстановку. Спасатели и участники
маршрутных групп или других подразделений, в
которых имеются пострадавшие, должны знать, что
зависание вертолета над пыльными и заснеженными
площадками выполняется против ветра. В связи с
тем, что длительное зависание не рекомендуется,
все операции по подцепке носилок или иного груза
следует производить как можно оперативнее.
Руководитель
ПСО и бортмеханик должны проверить
знание спасателями "Инструкции для
наземной бригады, обеспечивающей подготовку
грузов для транспортировки их на внешней
подвеске". Перед началом маневра по
подцепке необходимо еще раз всех предупредить о
том, что во избежание поражения статическим
электричеством нельзя браться за тросы,
закрепленные в замке вертолета, и приступать к
работе по подцепке тросов к грузу до тех пор, пока
система внешней подвески или заземляющий тросик
не коснутся земли. Запрещается также подправлять
карабины "паука" и тросы подвески в период
их натяжения.
При
ПСР вертолет МИ-8 может быть
использован без посадки для десантирования (сброса)
грузов, осуществляемого через входную
дверь, грузовой люк при снятых створках и с
внешней подвески. Десантирование грузов может
производиться как парашютами, так и без них.
Максимальная масса груза, сбрасываемого через
грузовой люк, не должна превышать 500 кг. Если
грузов несколько, то при подготовке к полету
должна быть определена очередность их
десантирования. Сбрасывая грузы через грузовой
люк, целесообразно размещать их как можно ближе к
обрезу пола, обеспечив при этом надежную и
одновременно быстросъемную швартовку.
Естественно, что в первую очередь десантируются
жизненно необходимые грузы: продукты,
медикаменты, топливо. Во вторую очередь - теплые
вещи и другое необходимое снаряжение и
оборудование: носилки, веревки, лыжи и т.д.
|