Нормативно-правовой базой
охраны труда спасателей является Конституция РФ,
Основы законодательства РФ об охране труда,
законодательные и нормативные документы об
охране труда.
Основы законодательства РФ об охране
труда приняты Постановлением Верховного Совета
РФ от 6 августа 1993 г. № 5601-1. Они устанавливают
гарантии осуществления права трудящихся на
охрану труда и обеспечивают единый порядок
регулирования отношений в области охраны труда
между работодателями и работниками на
предприятиях, в учреждениях и организациях всех
форм собственности независимо от сферы
хозяйственной деятельности и ведомственной
подчиненности и направлены на создание условий
труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и
здоровья работников в процессе трудовой
деятельности и в связи с ней.
Каждый
работник имеет право
на охрану труда, в том числе на следующее:
- рабочее место, защищенное от воздействия
вредных или опасных производственных факторов,
которые могут вызвать производственную травму,
профессиональное заболевание или снижение
работоспособности;
- возмещение вреда, причиненного ему увечьем,
профессиональным заболеванием или иным
повреждением здоровья, связанным с исполнением
им трудовых обязанностей;
- получение достоверной информации от
работодателя или государственных и общественных
органов о состоянии условий и охраны труда на
рабочем месте, о существующем риске повреждения
здоровья, а также о принятых мерах по его защите
от воздействия вредных или опасных
производственных факторов;
- отказ без каких-либо необоснованных
последствий для него от выполнения работ в
случае возникновения непосредственной
опасности для его жизни и здоровья до устранения
этой опасности;
- обеспечение средствами коллективной и
индивидуальной защиты в соответствии с
требованием законодательных и иных нормативных
актов об охране труда за счет средств
работодателя;
- обучение безопасным методам и приемам труда за
счет средств работодателя;
- профессиональную переподготовку за счет
средств работодателя в случае приостановления
деятельности или закрытия предприятия, либо
ликвидации рабочего места вследствие
неудовлетворительных условий труда, а также в
случае потери трудоспособности в связи с
несчастным случаем на производстве или
профессиональным заболеванием;
- проведение инспектирования органами
государственного надзора и контроля или
общественного контроля условий и охраны труда, в
том числе по запросу работника на его рабочем
месте;
- обращение с жалобой в соответствующие органы
государственной власти, а также в
профессиональные союзы и иные уполномоченные
работниками представительные органы в связи с
неудовлетворительными условиями и охраной
труда;
- участие в проверке и рассмотрении вопросов,
связанных с улучшением условий и охраны труда.
Государство в лице органов
законодательной, исполнительной и судебной
власти гарантирует право на охрану труда
работникам, участвующим в трудовом процессе в
соответствии с положениями трудового договора
(контракта).
Работник обязан:
- соблюдать нормы, правила и инструкции по охране
труда;
- правильно применять коллективные и
индивидуальные средства защиты;
- немедленно сообщать своему непосредственному
руководителю о любом несчастном случае,
происшедшем на производстве, о признаках
профессионального заболевания, а также о
ситуации, которая создает угрозу жизни и
здоровью людей.
Работодатели
и должностные лица, виновные в нарушении
законодательных и иных нормативных актов по
охране труда, в невыполнении обязательств,
установленных коллективными договорами или
соглашениями по охране труда, или препятствующие
деятельности представителей органов
государственного надзора и контроля, а также
общественного контроля, привлекаются к
административной, дисциплинарной или уголовной
ответственности в порядке, установленном
законодательством РФ.
Работники
за нарушение требований законодательства и иных
нормативных актов об охране труда привлекаются к
дисциплинарной, а в соответствующих случаях, - к
материальной и уголовной ответственности в
порядке, установленном законодательством РФ и
Республик в составе РФ.
Учитывая специфику аварийно-спасательных
работ Государственной Думой 14 июля 1995 г.
(Постановление № 998-1 ГД) принят Федеральный закон
"Об аварийно-спасательных службах
и статусе спасателей". Он определяет общие
организационно-правовые и экономические основы
создания и деятельности аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных формирований на
территории РФ, регулирует отношения в этой
области между органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а также
предприятиями, учреждениями, организациями,
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными
юридическими лицами независимо от их
организационно-правовых форм и форм
собственности, общественными объединениями,
должностными лицами и гражданами РФ.
Законом устанавливаются
права, обязанности и ответственность спасателей,
определяются основы государственной политики в
области правовой и социальной защиты спасателей,
других граждан РФ, принимающих участие в
ликвидации последствий ЧС природного и
техногенного характера, и членов их семей.
Требования к состоянию
здоровья, физической и профессиональной
подготовки личного состава
аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований
Министерства обороны РФ, других войск и воинских
формирований, а также гарантии их социальной
защиты не могут быть ниже установленных
Федеральным законом для спасателей аналогичных
гражданских профессиональных
аварийно-спасательных служб, профессиональных
аварийно-спасательных формирований.
Привлечение
аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований
Министерства обороны РФ, других войск и воинских
формирований к ликвидации последствий ЧС
осуществляется в соответствии с
законодательством РФ.
Все аварийно-спасательные
службы, аварийно-спасательные формирования
подлежат аттестации в порядке,
установленном ПравительствомРФ.
Аварийно-спасательные службы,
аварийно-спасательные формирования, не
прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе
проверок свою готовность к реагированию на ЧС и к
проведению работ по их ликвидации, к
обслуживанию организаций по договору не
допускаются и к проведению
аварийно-спасательных работ не привлекаются.
В ходе проведения
работ по ликвидации последствий ЧС спасатели
подчиняются только руководителям
аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований, в составе
которых проводят указанные работы. Никто не
имеет права принуждать спасателя к выполнению
задач и работ, не относящихся к обязанностям,
возложенным на него трудовым договором
(контрактом).
В ходе
проведения работ по ликвидации последствий ЧС
спасатели имеют право на следующее:
- полную и достоверную информацию, необходимую
для выполнения ими своих обязанностей;
- беспрепятственный проход на территорию и
производственные объекты организаций, в жилые
помещения для проведения работ по ликвидации
последствий ЧС;
- требовать от всех лиц, находящихся в зонах ЧС,
соблюдения установленных мер безопасности;
- экипировку и оснащение в соответствии с
технологией проведения аварийно-спасательных
работ;
- использование для спасения людей и в случае
крайней необходимости в порядке, установленном
законодательством РФ, средств связи, транспорта,
имущества и иных материальных средств
организаций, находящихся в зонах ЧС.
Спасатели,
принимавшие участие в проведении работ по
ликвидации последствий ЧС, имеют право на
бесплатную медицинскую и психологическую
реабилитацию на базе медицинских
учреждений и реабилитационных центров в порядке,
устанавливаемом Правительством РФ. Спасатели
профессиональных аварийно-спасательных служб,
профессиональных и внештатных
аварийно-спасательных формирований имеют право
на совершенствование своих теоретических знаний
и профессионального мастерства в рабочее время в
установленном порядке.
Спасатели
профессиональных аварийно-спасательных служб,
профессиональных аварийно-спасательных
формирований имеют право на обеспечение
питанием при несении дежурства с оплатой
расходов за счет средств, выделяемых на
содержание аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований.
Спасатели профессиональных
аварийно-спасательных служб, профессиональных
аварийно-спасательных формирований,
пострадавшие в ходе исполнения обязанностей,
возложенных на них трудовым договором
(контрактом), а также иные спасатели,
пострадавшие в ходе проведения работ по
ликвидации последствий ЧС, имеют право на
бесплатное медицинское обслуживание и выплаты в
размере среднемесячной заработной платы по
основному месту работы.
Спасатели имеют право на льготное
пенсионное обеспечение в соответствии с
законодательством РФ.
Спасатели обязаны:
- быть в готовности к участию в проведении работ
по ликвидации последствий ЧС, совершенствовать
свою физическую, специальную, медицинскую,
психологическую подготовку;
- совершенствовать навыки действий в составе
аварийно-спасательных формирований;
- неукоснительно соблюдать технологию
проведения аварийно-спасательных работ;
- активно вести поиск пострадавших, принимать
меры по их спасению. оказывать им первую
медицинскую и другие виды помощи;
- неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в
ходе проведения работ по ликвидации последствий
ЧС руководителями аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований, в составе
которых спасатели принимают участие в
проведении указанных работ;
- разъяснять гражданам правила безопасного
поведения в целях недопущения ЧС и порядок
действий в случае их возникновения.
Обязанности спасателей профессиональных
аварийно-спасательных служб, профессиональных
аварийно-спасательных формирований по
безопасной организации труда определяются также
нормативными, директивными, инструктивными
документами, соответствующими уставами,
постановлениями и трудовым договором
(контрактом).
Основными принципами
деятельности аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований и спасателей
являются:
- принцип гуманизма и милосердия,
предусматривающий приоритетность задач
спасения жизни и сохранения здоровья людей,
защиты природной среды при возникновении ЧС;
- принцип единоначалия руководства;
- принцип оправданного риска и обеспечения
безопасности при проведении
аварийно-спасательных и неотложных работ;
- принцип постоянной готовности к оперативному
реагированию на ЧС и проведению работ по их
ликвидации.
Наряду с законодательными
актами, охрана труда спасателей
осуществляется в соответствии с
требованиями нормативно-технических документов.
К ним относятся:
- стандарты Системы
безопасности труда (ССБТ) и стандарты Системы
безопасности в чрезвычайных ситуациях (ССБЧС),
утвержденные комитетом РФ по стандартизации,
метрологии и сертификации;
- отраслевые стандарты (ОСТ), утвержденные
соответствующими центральными органами
федеральной исполнительной власти;
- стандарты предприятий (СТП), утвержденные
предприятиями;
- санитарные правила, нормы и гигиенические
нормативы, утверждаемые Государственным
комитетом санитарно-эпидемиологического
надзора РФ;
- правила устройства и безопасной эксплуатации,
правила безопасной (пожарной, ядерной,
радиационной, лазерной, биологической,
технической, взрыво- и электробезопасности),
утвержденные соответствующими федеральными
надзорами РФ;
- правила по охране труда и инструкции по охране
труда, утверждаемые соответствующими
центральными органами федеральной
исполнительной власти (типовые) или
предприятием;
- организационно-методические документы:
положения, методические указания, утвержденные
соответствующими центральными органами
федеральной исполнительной власти.
Аварийно спасательные
работы характеризуются наличием факторов,
угрожающих жизни и здоровью проводящих эти
работы спасателей, и требуют специальной
подготовки, экипировки и оснащения. Особенности
статуса спасателей определяются возложенными на
них обязанностями по участию в проведении работ
по ликвидации последствий ЧС и связанной с этим
угрозой их жизни и здоровью. Спасатель должен
иметь навыки безопасных приемов выполнения
самых различных работ и операций, использования
машин, механизмов, приспособлений, средств
защиты при работе в условиях воздействия опасных
и вредных факторов. Все это и определяет
необходимую нормативную базу безопасной
организации аварийно-спасательных работ.