|
Подождите, идет загрузка документа...
ГОСТ Р 22.1.01-95 Государственный стандарт Российской Федерации Безопасность в чрезвычайных ситуациях Мониторинг и прогнозирование Основные положения Предисловие 1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций" Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций" 2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 г. № 560 3. Введен впервые Содержание 1. Область применения 2. Нормативные ссылки 3. Определения и сокращения 4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС 5. Требования к нормативному обеспечению 6. Требования к метрологическому обеспечению ГОСТ Р 22.1.01-95 Государственный стандарт Российской Федерации Безопасность в чрезвычайных ситуациях Мониторинг и прогнозирование Основные положения Safety in emergencies. Monitoring and forecasting. Basic principles Дата введения 1997–01–01 1. Область применения Настоящий стандарт устанавливает основные положения по составу системы мониторинга состояния окружающей среды (далее – мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования к нормативному и метрологическому обеспечению этой системы. Положения стандарта подлежат применению органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС. 2. Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения ГОСТ 28906-91 Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель 3. Определения и сокращения 3. 1. В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения: 3.1.1. мониторинг окружающей среды – по ГОСТ Р 22.1.02. 3.1.2. прогнозирование чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС – по ГОСТ Р 22.1.02. 3.1.3. метрологическое обеспечение: Установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. 4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС 4.1. Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов: – организационной структуры; – общей модели системы, включая объекты мониторинга; – комплекса технических средств; – моделей ситуации (моделей развития ситуаций); – методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования; – информационной системы. 4.1.1. Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС: – природных чрезвычайных ситуаций, источником которых являются природные процессы и явления, установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06; – биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04; – техногенных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05; – чрезвычайных ситуаций в результате применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического, химического оружия и других специальных средств поражения. 4.1.2. Организационная структура в общем случае включает в себя: – орган управления системы мониторинга соответствующего уровня (по 4.2); – службу наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля); – службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека; – службу технического обеспечения деятельности системы. 4.1.3. Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля: – обеспечивать осуществление измерения требуемых параметров; – обладать необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью, уровнем автоматизации ( в соответствии с моделью ЧС). 4.1.4. Модели ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать: – общее описание ситуаций в зависимости от процесса его проявления; – комплекс характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития; – критерии принятия решений. Примечание – При наличии взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать также перечень источников ЧС и механизм их взаимодействия. 4.1.5. Методы наблюдения и контроля должны содержать: – описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров; – значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических; – режим наблюдений- непрерывный или периодический; – точность измерений наблюдаемых параметров; – правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления. 4.1.6. Методы прогнозирования ЧС включают: – описание прогнозируемых процессов, явлений; – перечень исходных данных для прогнозирования; – правила оценки репрезентативности исходных данных; – алгоритм прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому обеспечению; – перечень выходных данных. 4.1.7. Информационная система мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации. Система должна строиться в соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем по ГОСТ 28906 и иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными задачами. Система должна обеспечивать безопасность и конфиденциальность информации, а также свободный доступ абонентам. Информационная система мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое, математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое обеспечение. 4.2. В зависимости от масштаба ЧС, установленного в ГОСТ Р 22.0.02, различают пять уровней (ступеней) мониторинга: – глобальный; – национальный; – региональный; – местный; – локальный. Каждый нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень. 5. Требования к нормативному обеспечению 5.1. Нормативное обеспечение мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС включает: – законодательные акты; – нормативные документы по стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты; – нормативные документы, положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного управления. 5.2. Объектами нормативного обеспечения являются элементы системы мониторинга и прогнозирования ЧС, установленные в разделе 3. 5.3. В состав комплекса нормативных документов мониторинга включают документы, действие которых распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности, а также специально разрабатываемые документы. Специальные документы разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные объекты или при необходимости установить специфические требования. 6. Требования к метрологическому обеспечению 6.1. Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляется в целях получения результатов измерений и контроля, использование которых исключает или сводит к допустимому уровню риск принять неправильное решение или получить неверный управляющий сигнал в системах управления. 6.2. Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС должно быть основано на положениях Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", законодательных актах, стандартах и других нормативных документах Государственной системы обеспечения единства измерений. 6.3. Номенклатура измеряемых величин должна обеспечить оценку и анализ параметров, полно и адекватно отражающих развитие процессов и явлений, их прогноз, и устанавливать на основе создания моделей ситуации (моделей развития ситуации). 6.4. Требования к точности изменений устанавливают, исходя из необходимости исключения или снижения до допустимого уровня риска принять неправильное решение о развитии ситуации и на основе значений параметров, принятых в качестве нормальных (фоновых), допустимых и критических.
Ключевые слова: безопасность, чрезвычайная ситуация, мониторинг, прогнозирование, система мониторинга и прогнозирования, уровни мониторинга, основные элементы системы мониторинга, модель системы мониторинга, модели ситуаций, методы наблюдения и контроля, методы прогнозирования, информационная система мониторинга, нормативное обеспечение мониторинга и прогнозирования, метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
|