По данным Министерства путей сообщения РФ, на
территории нашей страны железнодорожные
катастрофы случаются почти ежедневно.
Лидирующее положение
(25%) в числе основных причин ЧС на железнодорожном
транспорте занимают сходы с рельсов.
- 16 августа 1988 г. - на тридцатом километре
железнодорожного пути “Ленинград-Москва”
Октябрьской железной дороги сошел с рельсов
пассажирский поезд, при этом вагоны загорелись. В
результате крушения погибли десятки человек,
было госпитализировано свыше 100 пассажиров;
- 19 июля 1995 г. - на перегоне Татралей-Каменищи
Горьковской железной дороги, сойдя с рельсов,
грузовой состав столкнулся с почтово-багажным
поездом, в котором из 16 вагонов 7 сгорели. Погибли
7 человек, были ранены 28 человек.
Около 25% крушений и аварии
на железной дороге вызываются наездами поездов
на автомобильный и гужевой транспорт, дрезины,
велосипедистов. Чаще всего это происходит на
железнодорожных переездах. Характерной
причиной таких ЧС служит нарушение правил
пересечения переезда транспортными средствами.
Широко известна железнодорожная катастрофа,
которая произошла в сентябре 1982 г. близ г. Цюриха
(Швейцария): электропоезд, проходя через
железнодорожный переезд при открытом шлагбауме,
столкнулся с туристским автобусом. Погибло около
40 человек, многие были ранены.
- 19 ноября 1993 г. - в Архангельской области на
перегоне Кизема-Лойга произошел наезд дрезины на
хвостовой вагон грузового поезда. Из 25 человек,
находившихся в дрезине, 24 были травмированы, один
скончался.
- 2 мая 1994 г. - в штате Андхра-Прадеш (Индия) трактор
с прицепом, набитым людьми, пытался проскочить
через железнодорожный переезд. несмотря на
приближение пассажирского поезда. Произошло
столкновение. Погибли 35 человек.
- 15 апреля 1995 г. - в предместьях г. Каира (Египет) на
железнодорожном переезде произошло
столкновение пассажирского поезда с автобусом.
При этом погибло более 70 человек.
Нарушения в системе
управления железнодорожным движением приводят квыезду состава на занятый путь и
столкновению. Причиной этого может быть
нарушение порядка маневренных работ на
станционных путях. Одно из самых
катастрофических столкновений произошло в
Великобритании в 1952 г. В результате выезда на
занятый путь столкнулись 3 поезда. Погибли 112
человек, было ранено более 300 человек.
- Ноябрь 1972 г. - в штате Иллинойс (США) при
проведении маневра столкнулись пассажирский и
пригородный поезда. Погибли 45 человек, были
ранены 365 человек.
- Февраль 1982 г. - на железнодорожной станции
Тимлюй в Бурятии при маневрировании столкнулись
товарный и нефтеналивной составы. При
опрокидывании 6 цистерн задели опоры контактной
сети. короткое замыкание вызвало пожар, который
тушили три часа.
- Январь 1985 г. - оборвавшиеся от обледенения
электропровода привели к нарушению управления
движением на переезде железной дороги штата
Индиана (США). Произошло столкновение
оказавшихся на одном железнодорожном пути 2
пригородных поездов. Более 90 человек получило
травмы различной степени тяжести.
- Август 1987 г. - на станции Каменская
Северо-Кавказской железной дороги локомотив
грузового поезда с огромной скоростью врезался в
хвост неподвижно стоявшего пассажирского
состава. Последние два вагона буквально
расплющило. Погибли 106 человек.
- Август 1988 г. - в районе железнодорожной станции
Бологое произошло столкновение пассажирского и
грузового поездов. Погибли 31 человек. 18
пассажиров были ранены.
- Ноябрь 1989 г. - на станции Рудный Мурманского
отделения Октябрьской железной дороги из-за
халатности диспетчера произошло столкновение
двух грузовых локомотивов. Одна локомотивная
бригада полностью погибла, другая получила
различные травмы.
- Март 1992 г. - на разъезде Подсосенка участка
"Великие Луки - Ржев” Октябрьской железной
дороги пассажирский поезд столкнулся со
встречным грузовым составом. В итоге 43 человека
погибли. 108 получили травмы.
Ежегодно
увеличивается число столкновений и сходов
подвижного состава загруженного опасными
грузами, особенно СДЯВ. Ущерб, наносимый
такими ЧС, обычно очень велик, так как кроме
ликвидации последствий собственно самой
катастрофы, приходится бороться еще и с
вторичными поражающими факторами.
- Первого февраля 1988 г. на перегоне „Приволжьее
-Филино" под г.Ярославлем произошло крушение
грузового поезда с СДЯВ. с рельсов сошли 7
вагонов, в том числе 3 цистерны с гептилом (СДЯВ
первого класса токсичности). Причина крушения -
разблокирование стрелки из-за падения на нее
разрушенного буфера. Произошла утечка 750 л СДЯВ, в
результате чего образовался очаг химического
заражения площадью свыше 5 тыс. м2. Под
угрозой поражения оказались 3 тыс. человек. На
дегазацию очага и нейтрализацию СДЯВ
потребовалось почти 18 суток.
- 1 марта 1993 г. - в Московской области при крушении
товарного поезда опрокинулась цистерна со
стиролом. Произошла утечка опасного вещества.
При этом пострадали 39 человек, из которых 11
погибли.
- 25 октября 1995 г. в штате Калифорния (США)
произошел сход с рельсов товарного поезда, что
вызвало утечку хлордифторметана из цистерны.
Пятнадцать человек получили отравления. Жители
близлежащих кварталов были срочно эвакуированы.
Причиной многих ЧС на
железнодорожном транспорте являются взрывы
и пожары.
- 4 июня 1988 г.-в г. Арзамасе-1 взорвались три вагона
взрывчатки (1 18 т). Причина - нарушение правил
перевозки взрывчатых веществ. Погибли 97 человек,
были ранены 750 человек, без крова остались 700
семей: были разрушены здание вокзала и 250
погонных метров железнодорожного полотна,
уничтожены 12 вагонов и две секции локомотива. На
месте взрыва образовалась воронка диаметром 85 м
и глубиной 10 м.
- 4 октября 1988 г. - на станции
Свердловск-Сортировочная Южно-Уральской
железной дороги взорвались два вагона
взрывчатки (104 т) по причине грубого нарушения
правил проведения маневренных работ. Погибли 6
человек, были госпитализированы 1021 человек,
разрушены и повреждены 2 тыс. зданий и строений.
На месте взрыва образовалась воронка диаметром 50
м и глубиной 10 м.
- 3 июня 1989 г. - железнодорожная катастрофа при
прохождении двух встречных поездов на перегоне
“Улу-Теляк-Казаяк” (Башкортостан). Причина
-взрыв скопившейся вблизи и на железнодорожном
полотне углеводородно-воздушной смеси. Энергия
взрыва была эквивалентна взрыву 250-300 т тротила.
Взрывная смесь выделялась из разрыва
продуктопровода в 900 м от полотна железной
дороги. В результате были сброшены с путей 11
вагонов, 7 из которых сгорели полностью.
Остальные 26 вагонов выгорели как изнутри, так и
снаружи. В этой катастрофе погибли, пропали без
вести и умерли в больницах 790 человек.
Пожары, возникающие в пути
следования пассажирских поездов, приносят
значительный материальный ущерб. Большую
опасность таят в себе пожары в вагонах. Наиболее
часто они возникают из-за неосторожного
обращения с огнем обслуживающего персонала и
пассажиров. В 26% случаев причиной пожаров
является неисправность электрооборудования, к
тяжким последствиям приводят пожары,
возникающие вследствие грубых нарушений правил
пожарной безопасности. По этой причине в 1973 г.
возник пожар в вагоне-ресторане одного из
японских пассажирских поездов. При этом погибли
30 человек и были ранены 700 человек. В большинстве
случаев (58%) загорания вагонов возникают в пути
следования, на значительном удалении от
водоисточников и пожарных частей. Время прибытия
пожарных подразделений в отдельных случаях
достигает 3 ч, а в среднем составляет около 20
минут. К этому времени пламя способно охватить
весь вагон или полностью его уничтожить.
Наибольшая опасность в этом
случае таится в наличии мощного источника
зажигания, возникающего в результате появления в
вагоне общей вспышки или воспламенения горючей
жидкости, в блокировании коридора огнем или
продуктами горения, в малой эффективности
средств тушения и, наконец, в панике, возникшей
среди пассажиров.
Железнодорожные
аварии и катастрофы иногда вызываются воздействием
природных явлений, таких, как ураганы,
снежные и пыльные бури, обвалы и оползни,
наводнения, ливневые дожди, землетрясения. Они
повреждают пути, обрывают электрические провода,
разрушают мосты и дамбы, ухудшают видимость. Все
это создает серьезную угрозу безопасности
движения. В марте 1981 г. в 182 км от г. Белграда
(Югославия) сорвавшийся с гор обвал упал на
пассажирский поезд. Погибли 16 человек и получили
ранения 35 человек.
Метрополитен
является неотъемлемой частью железнодорожного
сообщения во всем мире. С его помощью можно
решить, в основном, проблему быстрого
транспортного перемещения больших масс людей в
пределах крупных мегаполисов. Например, в г.
Москве ежедневно услугами метро пользуется
порядка 9 млн. человек, причем всем остальным
наземным общественным транспортом - 8,5 млн.
пассажиров. Как всякий вид транспорта, он не
застрахован от неприятных неожиданностей. В 1985 г.
в г. Тбилиси и в 1987 г. в г. Москве произошли похожие
ЧС. При выходе состава из тупика на линию
возникли возгорания в хвостовых вагонах. В обоих
случаях полностью выгорели 2 последних вагона.
Оперативному вмешательству пожарных помешала
высокая степень задымленности. В 1995 г. случились
две крупнейшие в мире катастрофы за всю историю
существования метрополитена. Двадцатого марта
религиозная секта “Аум Сенрикё” для
доказательства всем обещанного наступления
конца света провела в токийском метро зариновую
атаку. Боевое отравляющее вещество убило 11
человек, получили отравления 5,5 тыс. человек.
Двадцать восьмого октября загорелись вагоны в
бакинском метро. Пламя и выделившиеся при
горении ядовитые газы унесли 289 жизней, были
госпитализированы 269 человек.
Отличная согласованность
действий различных АСС была продемонстрирована 4
марта 1996 г. при ликвидации возгорания
стодвадцатиметрового кабеля, расположенного на
станции “Новослободская” Московского
метрополитена. Пострадавших не было. Чего не
скажешь о ЧС, возникшей 5 апреля 1996 г. в Лондонском
метро. Тогда отравления различной степени
тяжести получили 30 человек.