По данным ООН, ежегодно в мире в результате
автомобильных дорожно-транспортных ЧС погибает
около 300 тыс. человек, 8 млн. человек получают
ранения. Автодорожный травматизм занимает
третье место в мире среди причин смертности
населения. В России погибает более 30 тыс.
человек, ежегодные потери рабочего времени из-за
ЧС на автотранспорте составляют порядка 350-400 млн.
человеко-дней.
Дорожно-транспортным
называется происшествие, возникшее в процессе
движения механических транспортных средств и
повлекшее за собой гибель или телесные
повреждения людей, повреждение транспортных
средств, сооружений, грузов или иной
материальный ущерб. К механическим транспортным
средствам относятся автомобили, мотоциклы,
мотороллеры, мопеды, велосипеды с подвесными
двигателями, трамваи. троллейбусы, тракторы и
другие самоходные механизмы.
Различают несколько основных
видов дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Столкновение -
происшествие, при котором движущиеся
механические транспортные средства столкнулись
между собой или с подвижным железнодорожным
составом. Опрокидывание -
происшествие, при котором движущееся
механическое транспортное средство потеряло
устойчивость и опрокинулось. К этому виду
происшествий не относятся опрокидывания,
вызванные столкновением механических
транспортных средств или наездом на неподвижные
предметы. Наезд на
препятствие - происшествие, при котором
механическое транспортное средство наехало или
ударилось о неподвижный предмет (опора моста,
столб, дерево, ограждение и т.д.). Наезд на пешехода -
происшествие, при котором механическое
транспортное средство наехало на человека или он
сам натолкнулся на движущееся механическое
транспортное средство, получив травму. Наезд на велосипедиста
- происшествие, при котором механическое
транспортное средство наехало на человека,
передвигающегося на велосипеде (без подвесного
двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся
механическое транспортное средство, получив
травму. Наезд на стоящее
транспортное средство - происшествие, при
котором движущееся механическое транспортное
средство наехало или ударилось о стоящее
механическое транспортное средство. Наезд на гужевой
транспорт - происшествие, при котором
механическое транспортное средство наехало на
упряжных, вьючных или верховых животных или на
повозки, транспортируемые этими животными. Наезд на животных -
происшествие, при котором механическое
транспортное средство наехало на диких или
домашних животных (исключая животных, указанных
выше). Падение пассажира -
происшествие, при котором пассажир (любое лицо,
кроме водителя, находящееся в транспортном
средстве или на нем) упал с движущегося
механического транспортного средства. К этому
виду происшествий не относятся падения людей,
происшедшие при столкновении, опрокидывании
механических транспортных средств или их
наездах на неподвижные предметы.
Прочие происшествия -
происшествия, не относящиеся к перечисленным
выше. К ним относятся сходы трамвая с рельсов (не
вызвавшие столкновения или опрокидывания),
падение перевозимого груза на людей и другие.
В число погибших
при ДТП включаются люди, скончавшиеся на месте
происшествия или от полученных ранений в течение
7 суток с момента происшествия, в число раненых -
люди, получившие телесные повреждения, вызвавшие
необходимость госпитализации или назначение
после оказания первой медицинской помощи
амбулаторного лечения.
-11 июля 1978 г. - на дороге, идущей возле
автокемпинга “Лос-Альфекес” в испанском
курорте Сьерра-дель-Мар, автоцистерна с 19 т
пропилена. взорвавшись, загорелась,
перевернулась и покатилась по территории пляжа.
Температура горения пропилена составляет 1300-1500°
С. В огне погибли 149 человек, получило серьезные
ранения и ожоги более 300 человек. Сгорело и было
раздавлено около 80 автомобилей.
- 4 августа 1978 г. - под г. Краснодаром при попытке
обгона автобус “Икарус ” выехал на полосу
встречного движения и столкнулся с идущим
навстречу “ЛАЗом”. Погибли 8 человек, получили
тяжелые травмы 21 человек.
- 24 июня 1993 г. - на Дмитревском шоссе в г. Москве
контейнеровоз, объезжая припаркованный
бензовоз, повредил его цистерну, в результате
чего произошло мгновенное возгорание. Вспыхнули
находившиеся рядом троллейбусы с пассажирами.
Десять человек сгорели заживо. 25 человек
получили сильные ожоги.
- 2 ноября 1993 г. - в Смоленской области на
автодороге опрокинулась спецмашина,
перевозившая жидкий аммиак. На грунт вылились 5 т
СДЯВ.
- 14 декабря 1993 г. - в Московской области произошло
лобовое столкновение рейсового автобуса и
автокрана воинской части. Восемь человек погибли
и 13 были госпитализированы.
- 17 февраля 1994 г. - в Костромской области шофер,
следуя на автомашине “КАМАЗ”, выехал на полосу
встречного движения и совершил столкновение с
автомашиной “ЗИЛ”. Оба водителя, а также 3
пассажира “КАМАЗа” погибли.
- 8 мая 1994 г. - воспламение двигателя небольшого
грузовика привело к пожару, охватившему около 600
га национального парка Сахарос в штате Аризона
(США). Посетители были срочно эвакуированы. Пожар
тушили несколько дней.
- 22 мая 1994 г. - в Непале пассажирский автобус не
вписался в поворот и сорвался в пропасть. Погибли
23 человека. 26 человек получили тяжелые увечья.
Эвакуация пострадавших из пропасти
осуществлялась вертолетами.
- 25 мая 1994 г. - в Египте перевернулся и упал в канал
грузовик с людьми. Все 23 человека погибли.
- 26 мая 1994 г. - в Восточном Трансваале (ЮАР)
перевернулся автобус с пассажирами. Погибли 32
человека.
- 26 мая 1994 г. - недалеко от г. Мидделбурга (ЮАР)
столкнулись сразу несколько машин. Погибли все
пассажиры и водители - всего 13 человек.
- 7 июня 1995 г. - на трассе “Адлер-Сочи” на большой
скорости пассажирский автобус перелетел
бетонный бордюр и упал с высоты 25 м. Погиб один
человек и были ранены 25 человек.
К числу главных
причин ЧС на автотранспорте относятся:
- нарушение правил движения;
- превышение скорости;
- управление автомобилем в
нетрезвом состоянии;
- плохое состояние дороги,
метеоусловия;
- неисправность автомобиля.
На улицах городов
и населенных пунктов происходит почти 60% аварий,
40% - на загородных дорогах. Наибольшее число ЧС
приходится на период с июня по сентябрь,
преимущественно в пятницу и субботу. До 70% аварий
случается по вине лица. управляющего
транспортным средством. По некоторым данным, в
городе с интенсивным движением водитель каждые
1-2 мин принимает командное решение, каждые 2-4 мин
совершает операторское действие, а каждые 20 мин
попадает в обстановку, близкую к критической.
Гарантией безаварийности транспортных средств
могут служить острое зрение, быстрая реакция,
эмоциональная устойчивость и хорошее
самочувствие водителя.
Наибольшую
опасность представляют собой ДТП,
происшедшие по причине превышения водителем
скорости движения. Данные статистики указывают
на то, что столкновение на скорости свыше 115 км/ч
приводит к гибели почти 100% водителей. Это
неудивительно, если учесть, что при столкновении
на скорости в 100 км/ч голова водителя продолжает
движение вперед с силой в 1440 кгс. При
столкновении на скорости 300 км/ч голова просто
отрывается от туловища, если оно удерживается
предохранительными ремнями.