Ведущее место в
транспортной системе РФ занимает
железнодорожный транспорт. На его долю
приходится более 65% суммарного грузооборота и42%
пассажирооборота страны. По железным дорогам
России курсируют тысячи грузовых, пассажирских,
специальных составов. Железнодорожный транспорт
включает в себя:
- железнодорожное полотно (рельсы, шпалы,
стрелки);
- железнодорожные составы (локомотивы, вагоны,
цистерны, рефрижераторы, платформы);
- железнодорожные депо (ремонтные мастерские,
складские помещения запасные пути);
- железнодорожные вокзалы.
Характерными
особенностями железнодорожного
транспорта являются:
- большая масса подвижного состава. Общая масса
грузовогопоездасоставляет около 5
тыс.т., масса пассажирского состава - около 1тыс. т,масса одной цистерны - 80-100 т;
- определенное количество вагонов в составе: в
пассажирском поезде - в среднем 16. в грузовом - 75.
Максимальное число вагонов в составе - 110;
- электроток высокого напряжения (до 30 кВ);
- высокая скорость передвижения состава;
- опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски,
подъемы);
- наличие человеческого фактора (управление
локомотивом, комплектование состава,
диспетчерское обслуживание).
Железная дорога представляет собой
потенциальную опасность длялюдей. Это
связано с транспортировкой опасных грузов,
скоплением их впоездах, на станциях, в
складах, использованием горюче-смазочных
материалов в виде топлива для локомотивов.
Все
вышеперечисленные факторы приводят к
возникновениюразличных аварий и катастроф
на железнодорожном транспорте.
Под ЧС на железной дороге понимаются:
сходы подвижногосостава,крушения,
аварии, пожары, взрывы, утечки опасных грузов и
другие. происшествия, которые могут привести
к гибели, ранению, массовымотравлениям
людей, животных, нанесению экологическогоущерба
и материального урона. Информация о ЧС на
железнодорожном транспорте поступает потелефонной
связи или по радиосвязи от начальника поезда
(машиниста) дежурному по ближайшей станции.
Последний передает информацию о месте и
характере ЧС всем заинтересованным структурам, в
том числе и спасательным службам.
По прибытии на
место катастрофы спасатели:
- проводят разведку и оценивают ситуацию;
- определяют границы опасной зоны и
устанавливают ее ограждение;
- проводят ПСР с целью оказания помощи
пострадавшим;
- ликвидируют последствия ЧС (локализация
источника ЧС, тушение пожара и др.).