Неотъемлемой и очень важной
составляющей всего комплекса ПСРпри
ликвидации последствий любой ЧС является
транспортировка пострадавших жизнь и здоровье
которых во многом зависят от ее своевременного и
профессионального выполнения.
Способы и средства транспортировки
определяются с учетом конкретных условий и
ситуаций, в том числе характера ЧС,
местонахождения пострадавших, степени
травмирования, наличия специальных, подручных
средств и расстояния транспортировки.
Причинение боли во время транспортировки
способствует ухудшению состояния пострадавших,
развитию болевогошока. Транспортировка
пострадавших может осуществляться вручную одним
илинесколькими спасателями, с
использованием специальных приспособлений и
подручных средств или без них, по горизонтальным,
наклонным, вертикально расположенным
поверхностям, в разных средах (воздух, вода,
сыпучие материалы), при наличии опасных и вредных
веществ. В ряде случаев транспортировку проводят
с использованием автомобильного, авиационного,
железнодорожного, водного, гужевого транспорта.
Основными
мероприятиями при транспортировке
пострадавших являются следующие:
- определение способа транспортировки;
- подготовка пострадавших, специальных и
подручных транспортных средств;
- выбор маршрута;
- обеспечение безопасности пострадавших и
спасателей при транспортировке;
- преодоление препятствий, контроль за
состоянием пострадавших, организация отдыха;
- погрузка пострадавших в транспортные средства.
Ведущую
роль при выборе способа, средств, положений, в
которых будут транспортироваться пострадавшие,
играют виды травм, их локализация, состояние
людей, характер заболевания. Правильно выбранные
решения спасут жизнь пострадавшим, облегчат их
страдания, обеспечат быстрое выздоровление.
Пострадавших транспортируют в положении лежа на
спине, на животе, на боку, сидя. При этом голова
может быть приподнята или опущена, ноги, руки
выпрямлены или согнуты. Для этих целей
используются мягкие валики. Ниже представлены
основные способы транспортировки
пострадавших.Один из распространенных и хорошо
зарекомендовавших себя способов
транспортировки пострадавших - использованиеносилок.
Носилки бывают штатными (медицинскими) или
самодельными (импровизированными). Для
изготовления последних необходимо взять два
шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0 м, закрепить между
ними плотную ткань, пальто, шинель, веревку.
Нести пострадавшего на носилках могут
два, три, четыре человека; при этом необходимо
идти не в ногу, осторожно, не раскачивать носилки,
постоянно следить за правильным (горизонтальным)
положением носилок в местах подъема и спуска.
Пострадавшего укладывают на носилки следующим
образом. Один спасатель подводит руки под голову
и спину, другой - под таз и ноги, одновременно
поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего
обычно ногами вперед. Для преодоления
препятствий (оконный проем, разрушенная стена,
ограда) необходимо:
- поставить носилки на землю перед преградой;
- встать по обе стороны носилок и взяться за
брусья руками;
- приподнять головной конец носилок и поставить
его на преграду;
- одному спасателю преодолеть преграду;
- одновременно поднять и пронести носилки над
преградой и опустить на нее ближние концы;
- преодолеть преграду другому спасателю;
- опустить носилки на землю, одновременно взять
их и продолжить движение.
Таким же способом преодолеваются трещины,
канавы, щели. В этом случае носилки ставятся на
край препятствия. Для облегчения и удобства
транспортировки используются специальные лямки.
В том случае, когда пострадавшего
необходимо спустить на носилках с высоты,
следует надежно закрепить его к носилкам. Спуск
может осуществляться в вертикальном или
горизонтальном положении. Во время
транспортировки спасатели должны постоянно
следитьзасостоянием пострадавших
(дыхание, пульс, поведение) и, если это необходимо,
оказывать медицинскую помощь (искусственное
дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание).
При транспортировке на большие расстояния нужно
отвести время для отдыха, принятия пищи и
проведения гигиенических мероприятий.
В холодное время года следует принять
меры для предупреждения охлаждения (укрыть
пострадавшего плотной тканью, дать теплое питье,
использовать грелку). Важное значение для
пострадавшего имеет уверенное поведение
спасателей, его морально-психологическая
поддержка. При массовом поражении
людей чрезвычайно важен правильный выбор
очередности транспортировки пострадавших.
Основным критерием приэтомявляются
тяжесть повреждений и состояние человека. В
первоочередном порядке транспортируются дети и
пострадавшие в бессознательном и шоковом
состоянии, с внутренними кровотечениями,
ампутированными конечностями, открытыми
переломами, ожогами, синдромом длительного
сдавливания, послеоперационные больные.Затем
транспортируются пострадавшие с закрытыми
переломами, наружными кровотечениями.
Последними транспортируются пострадавшие с
небольшими кровотечениями, ушибами, вывихами.
Для
быстрой доставки
пострадавших в лечебные учреждения
используется специальный медицинский или
обычный транспорт. Транспортировка пострадавших
в грузовом транспорте осуществляется на
носилках или непосредственно в кузове на полу. В
первую очередь грузят тяжелобольных, размещая их
головой к кабине. На свободные места
рассаживаются пострадавшие с незначительными
травмами. При транспортировке в кузове без
носилок сначала необходимо насыпать в него
балласт (землю, песок, солому). Поверх балласта
укладывается мягкий настил (матрацы, ковры,
стружка, поролон). Для защиты от дождя и снега
кузов оборудуют тентом. Здесь же постоянно
должен находиться медработник или спасатель.
Погрузка пострадавших в железнодорожные вагоны
проводится через тамбур или окна. Сначала людей
размещают на верхних, а затем - на нижних полках.
Все пострадавшие группируются по тяжести травмы,
в зависимости от этого определяется очередность
погрузки. Транспортировка водным и воздушным
транспортом осуществляется с соблюдением
описанных выше требований. Инфекционных больных
транспортируют таким образом, чтобы исключить
возможность их контакта с окружающими. Разгрузка
пострадавших осуществляется несколькими
спасателями.
Поза для транспортировки
пострадавших определяется с учетом вида травмы и
состояния пострадавшего.
Оптимальные позы
транспортировки пострадавших
в зависимости от травмы