В
воздушном пространстве Земли постоянно
находятся тысячи летательных аппаратов
(самолеты, вертолеты, планеры, воздушные шары,
дельтапланы). Они перевозят пассажиров, грузы,
выполняют научные, военные и специальные
задания. Ежегодная статистика свидетельствует о
том, что ЧС на авиатранспорте исчисляются
тысячами случаев.Так, в 1996 г. в мире число людей,
погибших в авиакатастрофах, оказалось самым
высоким за последние 10 лет и составило 1187 человек
без учета погибших в результате терактов и в
катастрофах самолетов советского производства.
В России 1996 г. также прошел подзнаком
авиакатастроф. Только крупных было 18, в них
погибли 249 человек. Особенность возникновения и
развития ЧС на авиатранспорте заключается в
высоких скоростях передвижения авиасредств,
наличии на их борту большого количества горючих
и взрывоопасных веществ, нахождении людей | в
замкнутом пространстве салонов, отсутствии
эффективных мер воздействия на воздушное судно,
терпящее бедствие.
Основными факторамитравмирования
и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются
силы, возникающие при ударе, и пожар. Причинами ЧС
в авиации становятся взрывы, пожары, сходы со
взлетно-посадочной полосы, падения воздушных
судов.
Безопасность полетов
обеспечивается:
- строгой регламентацией проектирования,
постройки, испытания и сертификации воздушных
судов, авиационных двигателей и оборудования;
- полным перечнем технических требований и
нормативов к характеристикам воздушных судов, их
элементам, системам, агрегатам и оборудованию;
- системой технической эксплуатации воздушных
судов с перечнем обязательных правил по их
подготовке и обслуживанию;
- техническими требованиями и нормативами к
аэропортам, аэродромам, воздушном трассам;
- правилами организации управления воздушным
движением;
- порядком работы метеослужб, обеспечивающих
авиадвижение;
- системой расследования авиапроисшествий.
Несмотря
на постоянную работу по снижению ЧС на
авиатранспорте, аварии и катастрофы с воздушными
судами нередки. Они возникают на стоянке, при
взлете, в крейсерском полете, при заходе на
посадку, при посадке.
Основная часть ЧС на авиатранспорте
(около 80%) происходит в районе аэропорта (стоянка,
взлет, заход на посадку, посадка). Проведение
здесь аварийно-спасательных работ осуществляют аварийно-спасательные
команды (АСК), в которую входят расчеты от
каждой служб: диспетчерской, стартовой,
пожарно-спасательной, пожарно-стрелковой,
медицинской, инженерной, спецтранспорта,
перевозок, милиции, АСС. После получения
информации об аварии на воздушном судне АСК
обязаны немедленно приступить к работе. Число
жертв авиакатастрофы находится в прямой
зависимости от степени разрушения воздушного
судна, теплового поражения и удушья при пожаре,
от травмирования людей, покидающих борт через
высоко расположенные люки, от организованности и
слаженности действий пассажиров, экипажа,
спасателей. Оперативному проведению
аварийно-спасательных работ мешает паника,
которая может сделать эвакуацию вообще
невозможной.
Первоочередные мероприятия
по спасению людей при ЧС на авиатранспорте связаны
именно с эвакуацией. Эвакуационные
возможности воздушных судов различного класса
отличаются друг от друга. Они зависят от
компоновки салонов, количества пассажиров,
наличия запасных и аварийных выходов, времени
подготовки их к работе. Согласно требованиям
Международной организации гражданской авиации
(ИКАО), все пассажиры должны покинуть воздушное
судно в случае ЧС на борту через выходы,
расположенные на одной стороне, за 90 секунд. В
аварийной ситуации все основные, служебные,
запасные двери должны использоваться для
эвакуации людей. Она может осуществляться через
разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные
спасателями, грузовые люки, форточки в кабине
экипажа. Конструкции замков аварийных выходов
обеспечивают возможность их открытия как
изнутри салона, так и снаружи. Изнутри выходы
открывают члены экипажа или пассажиры. Снаружи
эту работу выполняют спасатели. Они подгоняют к
аварийному выходу передвижной трап, специальное
автотранспортное средство, навешивают
веревочные системы. Рукоятки замков на аварийных
выходах устроены просто, они заметны и не требуют
больших усилий при открывании. см. дополнительно.
Иногда деформация
фюзеляжа и высокая температура, возникающая
вследствие пожара, приводят к заклиниванию
дверей и люков. В этих случаях спасатели
приступают к вскрытию фюзеляжа. Места вскрытия не могут быть
произвольными, поскольку по всей длине
фюзеляжа проложены электропровода и
трубопроводы гидросистемы высокого давления. Их
повреждение может привести к дополнительным
сложностям. Оптимальные места вскрытия отмечены
на фюзеляже уголками желтого цвета на белом фоне.
Вскрытие должно производиться с использованием
дисковых пил, электрошлифовальных машин,
специальных кусачек и топоров. Эти работы
необходимо производить быстро и с соблюдением
всех мер предосторожности.