|
|
ГОСТ 23200-78 Суда прогулочные гребные и моторные. Общие требования при поставке на экспорт (с Изменением N 1)
ГОСТ 23200-78*
СУДА ПРОГУЛОЧНЫЕ ГРЕБНЫЕ И МОТОРНЫЕ Общие требования при поставке на экспорт
Pleasure row boats and motor
boats.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Суда, предназначенные для экспорта,
должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ
19105-73*, заказ-наряда заказчика по технической документации, утвержденной в
установленном поpядкe. Содержание заказ-нарядов приведено в справочном
приложении 3.
1.2. Суда должны изготовляться в
климатических исполнениях У, УХЛ, Т и М по ГОСТ 15150-69.
1.3. Материалы и полуфабрикаты для судов
должны отвечать требованиям стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
1.4. Лакокрасочные, а также
металлические и неметаллические неорганические защитные и защитно-декоративные
покрытия судов должны отвечать требованиям стандартов, указанных в обязательном
приложении 2.
1.5. Покупные комплектующие изделия
должны иметь товаросопроводительные и (или) эксплуатационные документы,
подтверждающие их климатическое исполнение по ГОСТ 15150-69.
1.6. Изделия насыщения одинакового
назначения, применяемые на серийно изготовляемых судах одного или близких типов
по ГОСТ 19105-73, должны быть унифицированы, а одного типоразмера - и
взаимозаменяемы.
1.7. Материалы, полуфабрикаты и
комплектующие изделия должны быть высшего или первого сорта и (или) аттестованы
на категорию качества не ниже первой.
1.8. Межоперационную защиту заготовок,
полуфабрикатов и деталей проводят по ГОСТ 9.028-74.
1.9. Корпуса судов должны быть
водонепроницаемы.
1.10. Суда должны сохранять основные
параметры и размеры, а также эксплуатационно-технические характеристики,
установленные ГОСТ 19105-73 и техническими условиями, в процессе и после
воздействия климатических факторов внешней среды, предусмотренных ГОСТ 15150-69,
при транспортировании, хранении и эксплуатации.
1.11. Климатическое исполнение,
категория размещения и группы условий эксплуатации судов, объем климатических
испытаний должны быть указаны в технических условиях.
1.12. Для судов должны быть установлены
и указаны в технических условиях требования к надежности:
1.13. Требования к надежности судов
устанавливают по нормативно-технической документации, утвержденной в
установленном порядке (в дальнейшем НТД). НТД по надежности судов разрабатывают
с учетом требований стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
1.14. Суда (комплектующие изделия)
должны быть проверены на патентную чистоту в соответствии с установленным
порядком.
1.15. Оценку технического уровня и
качества судов проводят и оформляют в соответствии с ГОСТ 15467-79, ГОСТ
2.116-71* и НТД.
1.16. Суда (комплектующие изделия),
которым присвоена высшая категория качества, государственным Знаком качества не
обозначают.
1.17. Технологическое оснащение
производственных процессов изготовления и процессов технического контроля
изготовления и испытаний судов (комплектующих изделий) осуществляют в
соответствии с требованиями стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
1.18. Контроль точности и стабильности
режимов и операций технологических процессов изготовления судов (комплектующих
изделий) проводят по НТД, разработанной с учетом требований стандартов,
указанных в обязательном приложении 2. Предпочтение должно отдаваться применению
статистических методов контроля и регулирования технологических процессов.
1.19. На всех стадиях разработки и
постановки на производство новых образцов судов (комплектующих изделий) должна
быть отработана и обеспечена технологичность деталей, сборочных единиц в
соответствии с требованиями стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
1.20. Исправление брака, а также
использование восстановленных деталей, сборочных единиц, если при этом
нарушается или ухудшается один из показателей эксплуатационно-технических
характеристик и (или) качества исполнения и (или) товарный вид судов
(комплектующих изделий), не допускается.
1.21. Нанесение клейм, маркировки,
приклеивание ярлыков операционного контроля, ухудшающих товарный вид судов, не
допускается.
1.22. На маршрутной технологической
документации и документации технического контроля должен быть проставлен штамп
"Экспорт" красного цвета.
1.23. В процессе изготовления партии
судов по исполняемому заказ-наряду заказчика вносить изменения в техническую
документацию без согласования с заказчиком не допускается, если эти изменения
меняют их основные параметры и (или) эксплуатационно-технические характеристики,
и (или) товарный вид.
1.24. Отступления от технической
документации без согласования с заказчиком не допускаются.
1.25. Поставку заказчику судов,
изготовляемых для внутреннего рынка, производят по техническим условиям, к
которым в установленном порядке разработаны и утверждены экспортные дополнения.
1.26. Изготовление и поставку судов на
международные, национальные и специализированные торгово-промышленные ярмарки и
выставки, организуемые за границей и в СССР, производят в соответствии с
требованиями ГОСТ 20519-75Э и заказ-наряда заказчика. 2. КОМПЛЕКТНОСТЬ
2. КОМПЛЕКТНОСТЬ
2.1. В комплект поставки судна в
соответствии с ГОСТ 19105-73 и техническими условиями в общем случае должны
входить:
2.2. В комплект поставки моторных лодок
подвесные моторы и системы дистанционного управления реверсом и газом подвесных
моторов не включают, если отсутствуют иные требования заказчика. 3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
3.1. Суда должны быть подвергнуты
приемосдаточным и периодическим испытаниям.
3.2. При серийном (более 10 шт.)
изготовлении судов (комплектующих изделий) для оценки стабильности качества
должно быть отобрано из серии одно судно (комплектующее изделие) и принято в
качестве образца (эталона), соответствующего требованиям настоящего стандарта.
3.3. Образец (эталон) должен быть принят
комиссией под председательством руководителя или главного инженера
предприятия-изготовителя (предприятия-смежника), назначенной приказом по
предприятию, с участием представителей:
3.4. Акт приемки образца (эталона)
должен быть оформлен в соответствии с требованиями, изложенными в НТД.
3.5. При внесении изменений в
техническую документацию или в заказ-наряд в случае, если эти изменения меняют
основные параметры и (или) эксплуатационно-технические характеристики, и (или)
товарный вид судна, образец (эталон) должен быть заново отобран и принят
комиссией.
3.6. Образец (эталон) судна
(комплектующего изделия) может быть включен в последнюю или в промежуточную,
если срок действия образца (эталона) истек, отгружаемую партию судов
(комплектующих изделий).
3.7. Для оценки стабильности качества
при контроле технологических операций изготовления деталей и сборочных единиц
судов (комплектующих изделий) предприятиям-изготовителям
(предприятиям-смежникам) необходимо отбирать из серии в качестве контрольных
образцов образцы деталей и сборочных единиц.
3.8. Приемосдаточные испытания судов
(комплектующих изделий) проводят по согласованным с заказчиком
(предприятием-изготовителем) программам или перечням приемок, разрабатываемым
предприятием-изготовителем (предприятием-смежником).
3.9. Если в процессе приемосдаточных
испытаний будет обнаружено несоответствие судов (комплектующих изделий)
требованиям настоящего стандарта, ГОСТ 19105-73 и технической документации, то
они должны быть возвращены для устранения недостатков. После устранения
недостатков суда (комплектующие изделия) должны быть повторно подвергнуты
приемосдаточным испытаниям. Повторные испытания считают окончательными.
3.10. В зависимости от уровня качества,
серийности выпуска, оснащенности производства допускается приемка заказчиком
судов выборочным статистическим методом по НТД, разработанной с учетом
требований стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
3.11. Периодическим испытаниям должны
быть подвергнуты выборочные суда. Размеры выборки судов, подлежащих
периодическим испытаниям, должны быть указаны в технических условиях. 4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Методы испытаний судов - по ГОСТ
19356-74*.
* Действует ГОСТ 19356-79. - Примечание
"КОДЕКС".
4.4. Климатические испытания
комплектующих изделий, при наличии соответствующих требований в технических
условиях или требований экспертной комиссии, проводят в соответствии с НТД.
4.5. Климатические испытания деталей,
сборочных единиц комплектующих изделий и (или) моделей судов не проводят, если:
4.6. Материалы, полуфабрикаты и
комплектующие изделия, поступающие на предприятие-изготовитель
(предприятие-смежник), должны быть подвергнуты входному контролю.
4.7. Контроль качества изготовления
судов должен быть операционный сплошной, по всему технологическому маршруту или
выборочный статистический. Контроль проводят в соответствии с НТД, разработанной
с учетом требований стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
4.8. Контроль качества сварных, паяных и
клепаных соединений проводят по НТД, разработанной с учетом требований
стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
4.9. Неразрушающий контроль качества
изготовления судов проводят по НТД, разработанной с учетом требований
стандартов, указанных в обязательном приложении 2.
4.10. Испытания корпусов судов на
водонепроницаемость проводят наливом воды или погружением в воду не менее:
10 мин - корпусов судов из алюминиевых
сплавов, стали и древесных материалов;
2 ч - корпусов судов из пластмасс.
4.11. Испытания на водонепроницаемость
проводят при температуре окружающего воздуха не ниже 278 К (плюс 5 °С).
4.12. Методы испытаний корпусных
конструкций, дельных вещей и оборудования - по техническим условиям.
4.13. Испытания на водонепроницаемость
судов проводят:
4.14. Контроль качества лакокрасочных, а
также металлических и неметаллических неорганических защитных и
защитно-декоративных покрытий судов (комплектующих изделий) проводят по НТД,
разработанной с учетом требований стандартов, указанных в обязательном
приложении 2. Для судов климатического исполнения УХЛ рекомендуется использовать
требования ГОСТ 14892-69 и ГОСТ 9.404-81.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.15. Контроль качества изготовления
транспортной тары для упаковывания судов должен соответствовать требованиям ГОСТ
24634-81 Э. Контроль качества упаковки судов проводят по технической
документации или НТД.
4.16. Контроль качества изготовления
транспортной тары для упаковывания и упаковки комплектующих изделий проводят по
технической документации или НТД.
4.17. Контроль качества маркировки
проводят по технической документации или НТД.
4.18. Проверку готовности, качества и
комплектности товаросопроводительной и эксплуатационной документации проводят до
упаковки судна (комплектующих изделий) по эталонному комплекту документации и
заказ-наряду.
4.19. Проверку размещения, надежности и
качества закрепления упакованных судов (комплектующих изделий) на автомобильных
и (или) железнодорожных транспортных средствах осуществляют по схемам,
разработанным предприятием-изготовителем (предприятием-смежником) и
согласованным в установленном порядке.
4.20. Погрузку, размещение, закрепление
упакованных судов (комплектующих изделий) на транспортных средствах речного и
морского флота, аэрофлота проверяют соответствующие службы портов по правилам и
нормам, утвержденным в установленном порядке. 5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1. Маркировка судна.
5.1.1. На каждом судне на видном месте
должна быть установлена фирменная табличка, содержащая:
5.1.2. Надписи на фирменных
инструктивных, указательных и отличительных табличках должны быть выполнены на
языке, указанном в заказ-наряде. По согласованию с заказчиком допускается
изменение языка надписи.
5.1.3. Фирменные таблички должны быть
изготовлены в соответствии с ГОСТ 12969-67 и ГОСТ 12971-67 по чертежам
предприятия-разработчика.
5.1.5. Надписи на табличках должны быть
четкими и сохраняться в течение срока службы судна.
5.1.6. На комплектующих изделиях и
запасных частях должна быть нанесена маркировка в соответствии с технической
документацией или НТД и заказ-нарядом предприятия-изготовителя.
5.2. Консервация, упаковывание,
маркирование упаковки, транспортирование и хранение.
5.2.1. Металлические детали, сборочные
единицы, не имеющие лакокрасочных покрытий, на период транспортирования и
хранения должны быть законсервированы в соответствии с требованиями ГОСТ
15150-69 и ГОСТ 9.014-78.
5.2.2. Срок действия консервации судов
(комплектующих изделий) должен быть указан в технических условиях.
5.2.3. Средства и способы консервации и
расконсервации судов (комплектующих изделий) должны быть указаны в технических
условиях и в руководстве по эксплуатации.
5.2.4. Упаковывание судов, маркирование
упаковки производят в соответствии с требованиями заказ-наряда, ГОСТ 24634-81,
ГОСТ 15846-79*, ГОСТ 14192-77** и ГОСТ 9.014-78. Упаковочная бумага и войлок для
упаковывания судов тропического исполнения по ГОСТ 15158-78 и ГОСТ 15159-76.
5.2.5. Упаковывание комплектующих
изделий, маркирование упаковки производят в соответствии с требованиями
заказ-наряда предприятия-изготовителя и НТД.
5.2.6. Упаковка должна обеспечивать
сохраняемость судов (комплектующих изделий) от воздействия климатических
факторов внешней среды и механических повреждений при транспортировании и
хранении.
5.2.7. Габариты упаковки судов не должны
превышать предельных габаритов, предусмотренных транспортными нормами. При
наличии выступающих за нормируемые габариты частей судна должна быть
предусмотрена возможность их демонтажа или складывания. Упаковывание и
транспортирование демонтированных частей производят в отдельной упаковке.
5.2.8. Транспортирование судна с
незакрепленными изделиями насыщения не допускается.
5.2.9. Упаковывание более одного судна,
кроме гребных лодок, в одну тару не допускается.
5.2.10. Погрузку судов (комплектующих
изделий) на транспортные средства, раскрепление их производят по технической
документации или НТД. При этом должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие
безопасное выполнение погрузо-разгрузочных работ.
5.2.11. Транспортирование и хранение судов
(комплектующих изделий) производят в соответствии с требованиями заказ-нарядов и
ГОСТ 15150-69, ГОСТ 9.014-78. 6. ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
6. ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
6.1. В комплект документации,
поставляемой предприятием-изготовителем с судном, должна входить
товаросопроводительная и эксплуатационная документация.
6.2. В комплект товаросопроводительной
документации должны входить:
6.3. В комплект эксплуатационной
документации должны входить:
6.4. По требованию заказчика в состав
эксплуатационной документации могут быть включены чертежи общего вида, схемы и
другая конструкторская документация.
6.5. Товаросопроводительная документация
должна быть разработана и оформлена в соответствии с требованиями ГОСТ 6.37-79.
6.6. Эксплуатационная документация
должна быть разработана и оформлена в соответствии с требованиями ГОСТ 2.901-70
и ГОСТ 2.606-71.
6.7. Изложение содержания руководства по
эксплуатации должно быть кратким, точным, исключающим двоякое толкование, и в
той же редакции, с учетом специфики экспортной продукции, что и для судов,
реализуемых на внутреннем рынке.
6.8. К руководству по эксплуатации из
форм, предусмотренных ГОСТ 2.601-68*, прилагают только "Свидетельство о
приемке".
6.9. В руководстве по эксплуатации по
требованию заказчика после "Свидетельства о приемке" излагают "Сведения о
продаже".
6.10. На товаросопроводительной
документации под грифом "Эксперт" или рядом с ним типографским способом должно
быть нанесено буквенное обозначение климатического исполнения судна русскими и
латинскими заглавными буквами красного цвета при исполнении документов
соответственно на русском и иностранном языках.
6.11. Изменения, подчистки и помарки в
товаросопроводительной документации не допускаются.
6.12. В товаросопроводительной и
эксплуатационной документации не допускается указывать наименование и
местонахождение предприятия-изготовителя и генерального поставщика, ставить
печати и штампы, ссылаться на нормативно-техническую, за исключением
государственных стандартов, и справочную документацию, указывают должности и
фамилии подписывающихся лиц.
6.13. Данные в "Свидетельство о приемке"
вносят от руки черной тушью чертежным шрифтом 2,5 мм по ГОСТ 2.304-81.
6.14. Изменения в эксплуатационную
документацию вносят в порядке, установленном ГОСТ 2.901-70.
6.15. Оригиналы и дубликаты
товаросопроводительной и эксплуатационной документации, подготовленные для
типографского издания, должны соответствовать требованиям ГОСТ 7.3-77 и должны
быть утверждены руководителем или главным инженером предприятия-изготовителя
(предприятия-смежника).
6.16. Иллюстрации в эксплуатационной
документации должны быть выполнены тем же способом, с соблюдением тех же
требований, что и эксплуатационная документация. Допускается применение
фотоиллюстраций высокого качества. Морщины в местах приклейки фотоиллюстраций не
допускаются.
6.17. Товаросопроводительную и
эксплуатационную документацию предприятий-смежников на комплектующие изделия
хранят на предприятии-изготовителе.
6.18. В технически обоснованных случаях
по согласованию с заказчиком эксплуатационная документация комплектующих изделий
(стационарного двигателя, аппаратуры и др.) может быть включена в состав
эксплуатационной документации судна. В этом случае она должна отвечать
требованиям, предъявляемым к эксплуатационной документации судна, которые
указывают в заказ-наряде предприятия-изготовителя или заказ-наряде заказчика,
если комплектующие изделия изготовляют по заказ-наряду заказчика для
предприятия-изготовителя.
6.19. Предприятие-изготовитель
(предприятие-смежник) по требованию заказчика должно изготовлять и хранить
эталонный комплект товаросопроводительной и эксплуатационной документации судов
(комплектующих изделий).
При изготовлении и поставке партии судов
(комплектующих изделий) менее 10 эталонный комплект товаросопроводительной и
эксплуатационной документации не оформляют.
6.20. Эталонный комплект
товаросопроводительной и эксплуатационной документации должен быть выполнен на
языке, указанном в заказ-наряде, и тем же способом, с выполнением тех же
требований, что и серийная товаросопроводительная и эксплуатационная
документация.
6.21. Эталонный комплект
товаросопроводительной и эксплуатационной документации должен быть принят
техническим контролем предприятия и заказчиком, акт приемки должен быть
утвержден руководителем или главным инженером предприятия-изготовителя
(предприятия-смежника).
6.22. Копии товаросопроводительных
документов на судно (комплектующее изделие) или на партию судов (комплектующих
изделий) хранят на предприятии-изготовителе (предприятии-смежнике).
6.23. Один комплект эксплуатационной
документации (на партию судов одного типа) направляют заказчику по его
требованию.
6.24. Товаросопроводительная и
эксплуатационная документация, поставляемая с судном, должна быть завернута в
водонепроницаемую бумагу по ГОСТ 8828-75* и вложена в пакет из полиэтиленовой
пленки по ГОСТ 10354-73** толщиной не менее 150 мкм. Кромки бумажного пакета
должны быть проклеены клеем или самоклеящейся полиэтиленовой лентой.
* Действует ГОСТ 8828-89.
6.26. Государственные стандарты, на
которые имеются ссылки в документах, направляют за границу в установленном
порядке.
6.27. В случае, если судно не отгружено
заказчику и подлежит реализации на внутреннем рынке, товаросопроводительную
документацию необходимо оформлять заново в порядке, установленном для
внутреннего рынка. Эксплуатационную документацию, если она оформлена в том числе
и на русском языке, допускается не переоформлять. Маркировку судна при этом
допускается не изменять. 7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
7.1. Требования к эксплуатации судов
должны обеспечивать (при условии выполнения их владельцем):
7.2. В руководстве по эксплуатации судна
должны быть указаны: 8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
8.1. Предприятие-изготовитель должно
гарантировать соответствие судов требованиям настоящего стандарта при соблюдении
условий транспортирования, хранения и эксплуатации.
8.2. Срок гарантии должен быть не более
двадцати четырех месяцев с момента проследования судна через Государственную
границу СССР. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). Термины, используемые в настоящем стандарте, и определения к ним
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). Номера государственных стандартов, рекомендации и требования которых используются в настоящем стандарте
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (справочное). СОДЕРЖАНИЕ ЗАКАЗ-НАРЯДОВ ЗАКАЗЧИКА И ПРЕДПРИЯТИЯ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ
1. В заказ-нарядах заказчика указывают:
2. В заказ-наряде
предприятия-изготовителя указывают:
грузополучателя, его почтовый адрес;
Текст документа сверен по: М.: Издательство стандартов, 1982
Переход в начало страницы. |
|
© 2007-2015 Отдел ГИМС Главного управления МЧС России по Ярославской области. Все права защищены. WWW http://www.gimsyaroslavl.narod.ru, E-mail: gimsyaroslavl@mail.ru, телефон (4852)79-09-85Идея создания, дизайн и администрирование сайта: Полтавский Виктор Алексеевич |