Правила пользования гидроциклом |
 |
Использование гидроциклов разрешается
только днем при хорошей видимости и
в установленных зонах.
|
 |
Водителям
гидроциклов запрещается:
-
пользоваться гидроциклом, не зарегистрированном в органах ГИМС и
(или) не прошедшем ежегодного ТО;
-
пользоваться гидроциклом, если у водителя нет при себе
удостоверения на право управления гидроциклом;
-
использовать гидроцикл в темное время суток;
- перевозить
на гидроцикле детей дошкольного возраста;
- заходить и
маневрировать на акватории пляжей;
- начинать
движение, если пассажиры не заняли свои места, либо водитель и
пассажиры не надели спасательные жилеты, либо глубина воды
недостаточна для работы водомета гидроцикла.
|
Устройство гидроцикла |
 |
В РФ к числу гидроциклов отнесены
любые бескорпусные (в понимании судостроителей) водные транспортные
средства с механическим двигателем.
В общем случае, гидроциклы имеют
длину от 2,5 до 3 метров, ширину чуть более метра, высоту над водой
0,6 -1,2 метра, сухой вес от 250 до 280 кг, могут нести от 1 до 3
человек (до 300 кг), имеют мощный двигатель (до 130 л.с.) и
водометный движитель (одноступенчатый струйный насос). |
 |
Последствия засорения входного
отверстия водовода водомета:
-
Повреждение лопастей рабочего
колеса водомета;
-
Кавитация рабочего колеса
водомета и снижение силы тяги водомета;
-
Уменьшение расхода охлаждающей
воды и перегрев двигателя.
|
 |
Двигатель имеет водяную систему
охлаждения, систему смазки (вспрыском после обкатки), систему
зажигания (ключ, магнето, свечи) и электростартер. Электропитание
осуществляется от АБ 12В, емкостью 16 - 18 амперчасов. Имеется
топливный бак емкостью 40-50 литров, масляный бачок - 3,3-4,0 литра.
Причины перегрева двигателя:
-
Засорено входное отверстие
водовода;
-
Двигатель работает на
несоответствующем топливе или моторном масле;
-
Засорена проточная система
охлаждения.
|
Рекомендуемая экипировка |

|
Водителю гидроцикла и
пассажирам рекомендуется надеть: гидрокостюм, спасательный жилет
(обязательно), очки, защитную обувь и перчатки.
|
Управление гидроциклом |
|
Управление осуществляется
посредством управляемого сопла и возможно только при
работающем двигателе и нажатой педали газа (на инерции при
заглушенном двигателе движется только по прямой). |
 |
При управлении гидроциклом
страховочный шнур выключения двигателя (шнур безопасности) должен
быть прикреплен к руке водителя, только он выключит двигатель
при падении в воду. |
 |
Посадка на гидроцикл с мелководья
(при глубине 0,6 метра) производится с любого борта либо с кормы.
Посадку на гидроцикл с воды (при
глубине более 1,5м) следует производить с кормовой части. |
 |
Перед пуском двигателя необходимо
проверить:
-
Крепление шнура безопасности и
уровня топлива и масла;
-
Функционирования кнопки пуска и
остановки двигателя;
-
Функционирования руля и рычага
управления дроссельной заслонки двигателя.
Пуск двигателя следует осуществлять
только в положении гидроцикла "на плаву", при глубине водоема под
ним не менее 0,6 метра
(возможен пуск и кратковременная работа двигателя на берегу при
проверочных операциях - см. Руководство). После пуска двигателя
водитель должен обязательно убедиться в работе системы охлаждения
двигателя и циркуляции в ней воды. Контроль - выброс воды через
сливное отверстие |
|
Реверсивное устройство
двигателя следует включать только на холостом ходу. |
 |
Повороты гидроцикла осуществляются
за счет отклонения кормы (а не носа) в ту или иную стороны с
помощью поворотного сопла водометного движителя, поэтому при
отходе от причала (пирса) обеспечьте свободное пространство для
маневра кормой |
Правила маневрирования и расхождения гидроциклов |
 |
На акватории, не имеющей судоходной
обстановки, моторные суда (в том числе гидроциклы) на встречных
курсах должны уклониться вправо, чтобы разойтись левыми бортами. |
 |
Обгон
одного скоростного судна
(гидроцикла) другим (гидроциклом) осуществляется по левому борту
обгоняемого судна. |
 |
При пересечении волнового следа
от прошедшего судна водителю гидроцикла следует снизить скорость
гидроцикла. |
 |
При буксировке воднолыжника
водителя буксирующего судна должно сопровождать лицо, которому
поручается обслуживание буксира и наблюдение за лыжником и которое
способно выполнить эту роль. Водитель буксирующего судна должен
постоянно вести наблюдение за окружающей обстановкой.
Буксирующее судно и воднолыжник в
любом случае должны находиться на достаточном расстоянии, но не
менее 50м от других судов, берега и купающихся. |
Транспортировка и техобслуживание гидроцикла |
 |
При транспортировке гидроцикла на
платформе прицепа гидроцикл крепится с помощью найтовов за
носовые и кормовые буксирные (швартовые) петли. |
 |
При проведении ТО гидроцикла в
период эксплуатации необходимо:
-
контролировать состояние водомета, своевременно производить
очистку входного отверстия и самого водомета, подтягивать болты
крепления крышки;
- регулярно
производить слив воды из двигательного отсека, контролировать
затяжку дренажного винта;
-
систематически проверять состояние тяг и работу рулевого
управления и дросселя;
- регулярно
(а после транспортировки и заправки - в обязательном порядке)
вентилировать двигательный отсек;
- постоянно
проверять целостность топливного бака и масляного бачка,
состояние трубопроводов системы питания, их соединений;
- работу
кнопки останова двигателя (с кратковременным, не более 10 сек,
пуском двигателя);
- надежность
крепления сидений;
- состояние
всех крепежных деталей, соединений, узлов и зажимов;
- после
эксплуатации аппарата в соленой воде необходимо систему
охлаждения промыть пресной водой.
|