Глава 1. Общие сведения
Глава 2.
Профессиональное
обучение спасателей МЧС
Глава
3. Организация
и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)
Глава 4.
Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим
Глава 5. Охрана
труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Литература
|
|
факторы
повышенной пожароопасности
порядок
действий при пожаре
индивидуальные средства защиты
вскрытие фюзеляжа
Особую опасность
представляют собой авиационные происшествия,
сопровождающиеся пожаром. Этому способствуют:
- наличие на борту авиационного топлива и других
горючих жидкостей;
- применение в качестве декоративно-отделочных и
материалов конструкций пассажирских салонов
легковоспламеняющихся и горючих материалов,
обладающих значительной скоростью сгорания,
высокой дымообразующей способностью и
выделяющих высокотоксичные продукты неполного
сгорания;
- малая огнестойкость обшивки фюзеляжа,
приводящая при возгорании разлитого вокруг
воздушного судна авиационного топлива к
быстрому прогару корпуса и проникновению огня
внутрь салонов.
Пожары внутри пассажирских салонов
относятся к пожарам в замкнутых объемах. Для них
характерны большая плотность задымления, малый
размер зоны горения высокий температурный
градиент по высоте помещения и малая (по
сравнению с наружными пожарами) температура
пожара, а также наличие в продуктах сгорания
значительных концентраций высокотоксичных
веществ. Пожар в пассажирских салонах может
возникнуть вследствие аварий неосторожного
обращения с огнем, замыкания электропроводки,
провоза пассажирами огнеопасных веществ и др.
Одной из основных причин поражения людей внутри
салонов при пожарах является отравление
продуктами горения. Через 2-3 мин после
распространения огня двуокись углерода в
салонах достигает смертельной концентрации.
Температура воздуха резко нарастает по высоте
салона: если на уровне пола она составляет 50° С,
то на высоте 1,3-1,5 м от пола уже 250° С. В этих
условиях помочь пассажирам эвакуироваться могут
только быстрые и согласованные действия
спасателей.
Тушение пожара внутри
салонов, спасение пассажиров и экипажа начинаются
со вскрытия дверей, надкрыльных люков и обшивки
фюзеляжа, проникновения спасателей внутрь
аварийного судна. При вскрытии фюзеляжа
увеличивается интенсивность горения, резко
нарастают объем пространства, охваченного
пламенем, и температура огня.
Спасатели
должны быть оснащены индивидуальными
средствами тепловой и газодымной защиты,
рабочей рукавной линией, заполненной раствором
пенообразователя, и перекрывным стволом (РС-Б,
РСК-50, КР-Б с насадкой НРГ-5 и т.д.). Наличие в
салонах большого количества плотного дыма и
токсичных веществ значительно затрудняет
положение как пострадавших, так и самих
спасателей. Поэтому спасатели должны
согласованно действовать в условиях
ограниченной видимости, повышенных концентраций
токсичных веществ и значительных температур.
Поскольку при пожаре внутри воздушного
судна резко, как уже говорилось, нарастает
температура по высоте пассажирских салонов, то
спасатели должны в начальной стадии тушения,
пока не будет снижена среднеобъемная
температура, работать пригнувшись, охлаждая
верхний высокотемпературный слой воздушного
объема пассажирского салона. При действиях в
задымленной атмосфере один спасатель должен
находиться снаружи фюзеляжа и иметь те же
средства защиты, что и спасатели, работающие
внутри судна. В его обязанности входит
поддержание постоянной связи со спасателями,
находящимися в задымленных салонах, оказание
немедленной помощи как пострадавшим, так и, при
необходимости, другим спасателям.
При пожарах внутри
пассажирских салонов создается настолько
сложная и опасная для жизни людей обстановка, что
спасение их становится возможным только при
немедленной эвакуации. Она должна
осуществляться одновременно с тушением пожара,
причем через все двери, отверстия и люки,
предпочтительно с наветренной стороны. Вскрытие
фюзеляжа целесообразнее всего начинать с
дверей, так как у них пропускная способность
выше, чем у отверстий, проделанных в обшивке.
Этими отверстиями следует воспользоваться,
когда эвакуация через двери невозможна.
|